Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.,
судей Кононовой Л.И., Калоевой З.А.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации "адрес" по доверенности ФИО7
на решение Ессентукского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации "адрес" о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи ФИО11,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации "адрес", в котором просила возложить на администрацию "адрес" обязанность предоставить ей вне очереди, как лицу, имеющему инвалидность вследствие тяжелого хронического (психического) заболевания бессрочно, жилое помещение по договору социального найма в границах города не ниже установленных социальных норм и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 проживает в трехкомнатной "адрес" "А" по "адрес" в "адрес", которая принадлежит ее матери ФИО5 "адрес" квартиры составляет 67,1 кв.м., в том числе жилая площадь - 39,3 кв.м. Вместе с ней в указанной квартире проживают: мать - ФИО5 и отец-инвалид второй группы ФИО6 Согласно заключению врачебно- контрольной комиссии (ВК) N от ДД.ММ.ГГГГ Ессентукского филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "адрес" "Кисловодская психиатрическая больница" она страдает психическим заболеванием шифр Е-07.8, и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N имеет право на внеочередное предоставление жилой площади. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N она имеет право на дополнительную жилую площадь в виде изолированной комнаты согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и перечню тяжелых форм хронических заболеваний (п.3, шифр F 00-99), при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Истица неоднократно обращалась в аппарат "адрес", в Администрацию "адрес", Прокуратуру "адрес" с просьбой предоставить квартиру. В настоящее время, в соответствии с ответом администрации "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь в списке инвалидов по общему заболеванию, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда "адрес", под N, в этом списке на внеочередное получение жилья она, как инвалид 2 группы с детства, состоит под N.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с частью 2 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно п. "к" ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. ФИО1 по состоянию здоровья подпадает под действие пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, код заболевания по шифру 07.8).
В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе РФ категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации (например, военнослужащих), так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (например, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (например, первоочередной), кроме установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (в порядке общей очереди и вне очереди). При этом порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен ЖК РФ, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование приведенных положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Кроме того, администрация "адрес", являясь органом местного самоуправления, наделена не только государственными полномочиями по реализации возложенных законом обязанностей, но и правами на получение финансового обеспечения переданных государственных полномочий и является участником бюджетных правоотношений, следовательно, наделена правами на защиту своих прав и законных интересов способами, установленными законом, в том числе, и в связи с реализацией возложенных законом обязанностей.
Решением Ессентукского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к Администрации "адрес" о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, компенсации морального вреда, удовлетворены в части.
Суд возложил обязанность на Администрацию "адрес" предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, жилое помещение по договору социального найма в границах города не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации "адрес" о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации "адрес" по доверенности ФИО7 просит решение Ессентукского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов к отмене решения апеллянт указывает, что Администрация "адрес" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями органы местного самоуправления "адрес" не наделялись. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда "адрес" установлен статьей 4 Закона N 72-кз, согласно пункту 4 статьи 4 которого жилые помещения жилищного фонда "адрес" предоставляются гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, органом исполнительной власти "адрес", уполномоченным "адрес" (далее - уполномоченный орган), каковым является Министерство жилищно-коммунального хозяйства "адрес". Суд обжалуемым решением возложил на администрацию "адрес" обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения, не установив незаконность действий (бездействия) ответчика по его непредоставлению истцу. Считает, что поскольку истица после постановки на учет самостоятельно не обращалась в Администрацию "адрес" за предоставлением квартиры, не получала отказа, то у нее не возник спор с ответчиком, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Так же представитель ответчика указывает, что при предоставлении ФИО1 жилого помещения вне очереди будут ущемлены права лиц, вставших на учет до нее. Кроме того, по мнению апеллянта, суд неправильно применил ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которая регулирует вопросы местного значения городского поселения, поскольку "адрес" входит в состав "адрес" и "адрес" от 04.10.2004г. N 88- кз "О наделении муниципальных образований "адрес" статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" наделен статусом городского округа.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" ФИО8 в письменных возражениях также просил оставить решение Ессенуткского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель истца ФИО1 адвокат ФИО9, представитель ответчика администрации "адрес" края ФИО7, представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" ФИО10
В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истицы, не явившейся в судебное заседание, извещенной о времени и месте его рассмотрения надлежащем образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФИО7, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя истца адвоката ФИО9 и представителя третьего лица ФИО10, возражавших против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проживает в трехкомнатной "адрес" "А" в "адрес", общей площадью 67,1 кв.м., совместно с матерью ФИО5 и отцом ФИО6 Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО5 на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 является инвали "адрес" группы с детства, бессрочно, что подтверждается справкой N N. Из заключения врачебно-контрольной комиссии (ВК) Ессентукского филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "адрес" "Кисловодская психиатрическая больница" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она страдает хроническим психическим заболеванием шифр Р-07.8, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в МАУ "МФЦ" "адрес" с заявлением о принятии на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с составом семьи 1 человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Из имеющегося в материалах дела списка инвалидов N-КЗ усматривается, что ФИО1 состоит в очереди на получение жилого помещения под N и числится в списке на внеочередное получение жилья, как инвалид 2 группы с детства, под N с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму администрации "адрес" N-Ш от ДД.ММ.ГГГГ очередь ФИО1 в списке инвалидов по общему заболеванию, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда "адрес" N, в списке на внеочередное получение жилья, как инвалид 2 группы с детства, под N.
До настоящего времени ФИО1 жильем не обеспечена.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из подтвержденного материалами дела факта нарушения ответчиком прав истца ФИО1, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, на предоставление вне очереди жилого помещения.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на обстоятельствах, подтвержденных материалами дела, правильном применении норм материального и процессуального права.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которой инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п.3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В части 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. N 378 к таким заболеваниям отнесены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. N 817 утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Право на предоставление истцу жилого помещения как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, имеющему право на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиком не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация "адрес" является ненадлежащим ответчиком по делу со ссылкой на положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" судебной коллегией отклоняются, как не состоятельные, поскольку из приведенных выше норм права и обстоятельств дела, следует, что истица, как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием, вставшее на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечивается жилым помещением в порядке, установленном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, предоставление истцу жилого помещения вне очереди как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, является обязанностью ответчика.
Судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, также отмечает, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди соответствует закону и не нарушает прав иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Права иных лиц могут быть нарушены не удовлетворением рассматриваемого иска, а тем, что орган местного самоуправления несвоевременно исполняет свою обязанность, вытекающую из положений ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Судебной коллегией отклоняются как не основанные на каких-либо нормах права и доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказана незаконность бездействий ответчика, поскольку отсутствует отдельный судебный акт по данному вопросу.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с судебным решением, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены решения суда, а потому не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.