Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Минаева Е.В.,
судей: Киселева Г.В., Криволаповой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Воропаевым И.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 16 ноября 2016 года
по исковому заявлению прокурора г. Ставрополя в интересах Касьянова А.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
26 сентября 2016 года истец - заместитель прокурора г. Ставрополя Король С.И. в интересах Касьянова А.А. " ... " года рождения обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском, указав, что прокуратурой г. Ставрополя проведена проверка по заявлению Касьянова А.А. о защите права на жилище в государственном жилищном фонде. Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 ноября 2000 года Касьянов А.А. и Рудакова Е.В. лишены родительских прав в отношении Касьянова А.А., " ... " года рождения и Касьянова В.А., " ... " года рождения. В период с 30 сентября 2009 года по 01 сентября 2010 года Касьянов А.А. являлся воспитанником ГКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N32" г. Ставрополя и находился на полном государственном обеспечении. В 2010 году Касьянов А.А. получил основное общее образование, окончив МОУ СОШ N28 г. Ставрополя. В период с 20 марта 2003 года по 03 июня 2016 года находился в местах лишения свободы по приговору Промышленного районного суда г. Ставрополя от 20 марта 2013 года, откуда вернулся 03 июня 2016 года по отбытию наказания. Согласно информации Министерства имущественных отношений Ставропольского края Касьянов А.А. включен в сводный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в 2016 году. В ходе проверки установлено, что Касьянов А.А. по отбытию наказания прибыл в г. Ставрополь и проживает по адресу: г. Ставрополь, " ... ". В соответствии с требованиями действующего законодательства года рождения Министерством имущественных отношений Ставропольского края должно быть предоставлено Касьянову А.А. по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Ставропольского края, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени соответствующее жилое помещение не предоставлено. Просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Касьянову А.А., " ... " года рождения по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям г. Ставрополя, по нормам не предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (л.д.3-7).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 ноября 2016 года исковые требования прокурора г. Ставрополя в интересах Касьянова А.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены. Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязано предоставить Касьянову А.А., " ... " года рождения по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям г. Ставрополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (л.д.54-62).
Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 10 января 2016 года исправлены описки, допущенные в решении Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 ноября 2016 года по иску прокурора г. Ставрополя в интересах Касьянова А.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Судом указано по всему тексту решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 ноября 2016 года, считать правильным: "помощник прокурора г. Ставрополя Балашов Е.В.", по иску "прокурора г. Ставрополя", а также в фамилию истца "Касьянов А.А." (л.д. 66-67)
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя по доверенности Воропаева И.А. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 ноября 2016 года отменить, принять новое решение от отказе в удовлетворении иска, указав, что суд не принял во внимание, что Касьянов А.А. обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края 21 сентября 2016 года. В журнале учёта заявление зарегистрировано под N2321. Согласно действующему порядку, жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений при наличии незаселённых жилых помещений данной категории. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку будут нарушены конституционные права и свободы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в журнале регистрации до Касьянова А.А. (л.д.69-71).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела N2-10130/16, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав процессуального истца - прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
В соответствии с положениями ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2). Положениями ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Как следует из положений п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Приведённые конституционные гарантии согласуются со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребёнка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребёнка, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Статьей 27 Конвенции о правах ребёнка предусмотрено, что Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка (п.1). Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п.3).
С учётом основополагающих принципов Конституции Российской Федерации и норм международного права, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей указывает формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, гарантирование осуществления прав детей, закреплённых Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, ст.8 которого указывает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч.2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Надлежащие письменные доказательства исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.
Касьянов А.А. родился " ... " (л.д.18, 23).
Касьянов А.А., Касьянова Е.В. лишены родительских прав в отношении детей: Касьянова А. " ... "года рождения и Касьянова В., " ... " года рождения вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 ноября 2000 года (л.д.16-17).
Согласно свидетельства об установлении отцовства от 01 июля 2016 года, Касьянов А.А. признан отцом ребёнка " ... ", которому присвоена фамилия Касьянов (л.д.14).
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ставрополя от 28 декабря 2000 года N943 Касьянов А.А., " ... " года рождения определён в ГУ детей, оставшихся без попечения родителей. Сохранено право проживания Касьянова А.А. в квартире " ... " г. Ставрополя (л.д.21).
Как следует из путевки N144 от 22 сентября 2009 года Касьянов А.А. направлен в ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N12" г. Ставрополя (л.д.22).
Из справки ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N12" г. Ставрополя от 17 июня 2016 года N108 следует, что Касьянов А.А. являлся воспитанником указанного учреждения в период с 30 сентября 2009 года по 01 сентября 2010 года (л.д.19).
В паспорте гражданина Российской Федерации " ... ", выданном " ... " на имя Касьянова А.А., в разделе "Место жительства", указано на регистрацию по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, " ... " (л.д.23).
Из извещения о принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от 30 июля 2010 года N01/11-5-2460 Жилищного управления администрации г. Ставрополя следует, что Касьянов А.А., проживающий по адресу: г. Ставрополь, " ... ", на основании постановления Администрации. г Ставрополя от 28 июля 2010 года N2137 включен в книгу чета под N13, по общему списку порядковый номер 6590, внеочередному - N267 (л.д.25).
Как следует из аттестата об основном общем образовании " ... " от 17 июня 2010 года, Касьянов А.А. в 2010 году окончил МОУ СОШ N28 г. Ставрополя (л.д.24, 27).
21 сентября 2016 года Касьянов А.А. обратился с заявлением на имя Министра имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края с учётом положений абз.3 п.1 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N240-п (л.д.20).
Касьянов А.А. обратился к прокурору г. Ставрополя с заявлением об оказании содействия в получении жилья (л.д.8).
Согласно письма Министерства имущественных отношений Ставропольского края в адрес прокуратуры г. Ставрополя от 20 сентября 2016 года N12518, Касьянов А.А. включен в список детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в 2016 году по г. Ставрополю. По состоянию на 19 сентября 2016 года Касьянов А.А. с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края не обращался (л.д.11-12).
Поскольку право Касьянова А.А. на обеспечение жилым помещением не было реализовано, прокурор г. Ставрополя обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведённые положения ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность предоставить Касьянову А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края истцу, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Касьянова А.А., поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из содержания положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а так же от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возникновение такого права незамедлительно после его возникновения.
По мнению судебной коллегии выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости
, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.