Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего: Меньшова С.В.
судей краевого суда Шурловой Л.А., Луневой С.П.
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Дадаянц К.Р. на решение Буденновского городского суда от 16 января 2017 года по гражданскому делу по иску Дадаянц К.Р., Галстян С.О. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
установила:
Истцы обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации по 1/2 доле в праве за каждым на квартиру, расположенную по адресу Ставропольский край, г. Буденновск, микрорайон "Северный", дом * кв. *. Также истцы просили прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру N * по указанному адресу.
В обоснование исковых требований указывают, что 22.08.1995 года был выдан ордер на право занятия спорной квартиры N *. Впоследствии указанный ордер был представлен в домоуправление N1 для переоформления и не возвращен. В тот же день заключен договор на обслуживание квартиры и предоставление коммунальных услуг. 05.04.2006 года заключен договор найма. Собственником квартиры является Министерство обороны Российской Федерации. До 30.06.2011 года Дадаянц К.Р. работала в Буденовской КЭЧ района. После этой даты работает в ОАО "РЭУ" "Владикавказский", но продолжает проживать в квартире. В настоящее время решилас сыном приватизировать занимаемую квартиру и обратилась к руководителю ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации с заявлением о даче разрешения на приватизацию квартиры, предоставленной по договору найма, однако ответа до настоящего времени не получила, что расценивает как отказ.
Решением Буденовского городского суда от 16.01.2017 года в удовлетворении исковых требований -отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, указывает, что правовая позиция, изложенная Верховным судом РФ в своих определениях, не может повлечь изменение правоприменения норм ст.99 ЖК РФ и повлиять на существо рассмотренного спора. Судом не принят во внимание тот факт, что ответчик не предоставил в суд правоустанавливающие документы на спорную квартиру, договор найма служебного жилья с истцом,а микрорайон не является закрытым военным городком N6 (исключен из перечня 19.08.2011 года). По п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года, в случае признания квартиры служебной, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как служебная, однако спорная квартира на государственном учете в категории служебных не значится, как не значится и в муниципальной собственности. Спорная квартира предоставлена истцу фактически на условиях социального найма.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представитель ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерству обороны Российской Федерации Кречетова К.Н. просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в "Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, в период времени с 1995 по 2010 год истец работала в Буденновской КЭЧ района СК. 22.08.1995 года с нею заключен договор на обслуживание спорной квартиры. 05.04.2006 года заключен договор найма служебного жилья на основании решения представителя собственника жилого помещения -Министерства Обороны РФ о предоставлении жилого помещения от 22.08.1995 года N 923 на семью из 5 человек. Галстян С.О. **** года рождения является сыном истца Дадаянц К.Р. Остальные члены семьи истца отказались от участия в приватизации спорной квартиры.
По доводам иска, истец просит суд признать право долевой собственности на занимаемую с 22 августа 1995 года по настоящее время квартиру N * по адресу: г. Будённовск, микрорайон "Северный", д.*, в порядке бесплатной приватизации.
Юридически значимым для разрешения настоящего спора являлось установление наличия права истцов на приватизацию спорного жилого помещения.
Из положений ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1 следует, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Приведённые положения закона свидетельствуют о том, что определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, законом введён запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Согласно положений ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п.1 ч.1). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при применении положений ЖК РФ о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч.2 ст.92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92-98 ЖК РФ.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч.2 ст.90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст.5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; б) после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно ст.99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N42. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (ст.109 ЖК РСФСР).
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство Российской Федерации не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, что следует из положений частей 3 и 4 ст.57, ст.63 ЖК РФ.
Положениями п.6 ст.12, п.5 ст.13, частей 3 и 4 ст.49 ЖК РФ предписано, что указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу статей 33, 47 ЖК РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 года), жилые помещения в доме государственного жилищного фонда предоставлялись на основании решений гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учёт и включения в списки на получение жилых помещений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что необходимые условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма соблюдены не были - на соответствующем учёте нуждающихся в получении жилья истец не состояла, компетентным органом решения о предоставлении ей спорного жилого помещения на условиях социального найма не принималось.
Как следует из положений ст.101 ЖК РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 года), служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Квартира по указанному адресу имеет статус служебного жилья, закреплённого в порядке, установленным ранее действовавшим жилищным законодательством. Доказательств обратного истцом не представлено.
Согласно положений абз.9 ч.1 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N76-ФЗ, ч.1 ст.1 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года N3297-1 военные городки N6, N12 с местом дислокации: Ставропольский край, г. Буденновск были включены в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации, пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N752-р. Указанные военные городки исключены из указанного Перечня на основании Изменений, которые вносятся в раздел "Вооруженные силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N1470-р.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение статуса военного городка не влияет на изменение статуса жилого помещения, поскольку возникновение, изменение и прекращение деятельности административно-территориальных образований регулируется специальными законами в области обеспечения обороны и безопасности государства.
Учитывая особое назначение служебных жилых помещений, ст.4 названного Закона, в которую неоднократно вносились изменения, в том числе после принятия ЖК РФ, содержит в качестве общего правила запрет на отчуждение служебных жилых помещений путем приватизации (ч.1), но одновременно закрепляет правомочие собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений (ч.2), что корреспондирует предписаниям ГК РФ о возможности передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ч.1 ст.217).
Приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом (ст.35, ч.2 Конституции Российской Федерации). Соответственно, понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу ст.55 (ч.3) Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом.
Федеральный законодатель предоставил ч.2 ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственникам право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.
Служебное жилое помещение по указанному адресу является федеральной собственностью, было закреплено на праве оперативного управления за Буденовской КЭЧ, входящей в состав ФГКУ "СКТУИО" МО РФ. Указанному учреждению полномочий по разрешению вопросов приватизации МО РФ не предоставлено.
Из Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах Российской Федерации" следует, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определён уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановлений и инструкций (п.1). Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, через федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (п.2).
Данное решение полномочно принимать указанное учреждение. Такого решения ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не принимало.
Решения о включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда государственной регистрации не подлежит, соответственно отсутствие указанных сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в силу ч.1 ст.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21июля1997года N122-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии у жилого помещения статуса жилого помещения специализированного жилищного фонда - служебного жилого помещения.
С учётом приведённых обстоятельств судебная коллегия считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Оснований для его отмены и удовлетворения доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы истца направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда согласно ст. 330 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, независимо от доводов апелляционной жалобы, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Буденновского городского суда от 16 января 2017 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Дадаянц К.Р.- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.