Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е. А.,
судей Турлаева В. Н., Безгиновой Л. А.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Янчук И. Г.
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2015 года
по исковому заявлению Янчук И. Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда по г. Ставрополю о признании незаконным решения N ... от 26 мая 2014 года об отказе в компенсационной выплате по уходу за инвалидом первой группы, устранении нарушения права путем назначения компенсационной выплаты в размере ... рублей,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,
установила:
Янчук И. Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда по г. Ставрополю о признании незаконным решения N ... от 26 мая 2014 года об отказе в компенсационной выплате по уходу за инвалидом первой группы, устранении нарушения права путем назначения компенсационной выплаты в размере ... рублей, мотивируя тем, что 26.02.2014 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей компенсационной выплаты, в связи с осуществлением ухода за матерью М., являющейся с 15.01.2014 инвалидом ... группы, приложив все необходимые документы, предусмотренные Правилами осуществления ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343. Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда по г. Ставрополю N ... от 26 мая 2014 года в назначении указанной компенсационной выплаты ей было отказано. Считает такое решение незаконным, поскольку отказ в назначении компенсационной выплаты мотивирован отсутствием сведений из Фонда занятости г. Владивостока о неполучении пособия по безработице, тогда как орган, осуществляющий выплату компенсации, не вправе требовать предоставления лицом, осуществляющим уход, документов (сведений), указанных в пп. "в", "г", "л" п. 6 названных выше Правил. Такие документы запрашиваются организацией, осуществляющей выплату, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Янчук И. Г. отказано.
В апелляционной жалобе истец Янчук И. Г. просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в иске. Дополнительно указала на неправомерность ссылки суда первой инстанции в обжалуемом решении на положения ФЗ "О трудовых пенсиях", поскольку с заявлением о назначении трудовой пенсии она к ответчику не обращалась. Кроме того, суд первой инстанции, разрешая спор, не учел, что в силу п. 8 Правил осуществления ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343, предусмотрено, что если к заявлению о назначении компенсационной выплаты приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий выплату, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснения о том, какие документы оно должно предоставить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее, чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, то месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Янчук И. Г. и представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда по г.Ставрополю, которые о дате, времени и месте слушания дела извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется.
В соответствии Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан с 01 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных а выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Согласно указанным правилам ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (нетрудоспособные граждане).
Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным лицом (п. 4 Правил).
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (п. 5 Правил).
В силу п. 3 вышеуказанных Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В соответствии с п. 8 Правил компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В случае если к заявлениям приложены не все необходимые для представления документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления.
Перечень необходимых для назначения компенсационной выплаты документов приведен в п. 6 Правил. К их числу относятся:
- заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;
- заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом;
- справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
- справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
- выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;
- заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;
- документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;
- разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время;
- справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;
- справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем одновременно двух пенсий: пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и иной пенсии по государственному пенсионному обеспечению либо страховой пенсии, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.
Как следует из материалов дела, 26.02.2014 Янчук И. Г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей компенсационной выплаты по уходу за М., являющейся инвалидом ... группы с 15.01.2014.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда по г. Ставрополю N ... от 26.05.2014 в установлении Янчук И. Г. компенсационной выплаты отказано.
Письмом N ... от 17.07.2014 ГУ Управление Пенсионного фонда по г. Ставрополю разъяснило Янчук И. Г., что специалист Управления составил акт о фактически осуществляемом ею уходе за М. и направил запрос в Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края о том, что пенсия Янчук И. Г. не назначалась, а также с просьбой оказать содействие в истребовании справки из органа службы занятости по г. Владивостоку.
В адрес ГУ Управление Пенсионного фонда по г. Ставрополю сведения о том, что пенсия Янчук И. Г. не назначалась, поступили 14.05.2014 только из Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исходя из заявительного порядка, компенсационная выплата не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о назначении этой выплаты и все необходимые документы.
В данном случае судом установлено и не оспаривается сторонами, что все необходимые для назначения компенсационной выплаты документы не были представлены ответчику. В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Так как, в силу закона компенсационные выплаты осуществляются неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособным гражданином, то данным лицом должны быть представлены надлежащие и допустимые доказательства того, что оно не получает пенсию или пособие по безработице. Таких документов ответчику на момент вынесения оспариваемого решения N ... от 26.05.2014 не было представлено, запрос ответчика в центр занятости населения г. Владивостока остался без ответа. Подобный ответ из КГБУ "Центр занятости населения г.Владивостока" поступил в ГУ Управление Пенсионного фонда по г.Ставрополю гораздо позднее, 02.06.2014 (л. д. 15).
При этом, как следует из материалов дела, М., ... года рождения, - мать истца, на компенсационную выплату по уходу за которой Янчук И. Г. претендует, умерла ... (л. д. 14), то есть до процессуального итога рассмотрения заявления истца о назначении компенсационной выплаты. При таких обстоятельствах, у ГУ Управление Пенсионного фонда по г. Ставрополю не имелось правовых оснований для назначения подобной выплаты.
Таким образом, судом первой инстанции вынесено решение об отказе в иске на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при разрешении спора не допущено.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного по делу решения суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2015 года оставить без изменений, апелляционную жалобу истца Янчук И. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.