Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Мирошниченко Д.С.,
судей Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Ставропольскому краю, поданной полномочным представителем по доверенности - Самойленко Г.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 10 января 2017 года по исковому заявлению Москвитиной Л.П. к Управлению Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконным решения государственного органа и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Москвитина Л.П. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Управлению Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконным решения государственного органа и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
В обоснование заявленных требований указала, что Москвитиной Л.П. принадлежит квартира N *** в многоквартирном доме *** по пр. К.Маркса в г. Ставрополе. Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке площадью 2585 кв.м, кадастровый номер 26:12:022308:45.В целях оформления принадлежащего ей права на долю в земельном участке, на котором расположен дом, она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Сообщением от 29.01.2016 г. N26/001/207/2015-745 ей отказано в государственной регистрации права по следующим основаниям. Из представленного кадастрового паспорта невозможно установить, на каком земельном участке расположен дом, в котором находится принадлежащая ей квартира. Представленный кадастровый паспорт содержит указание на наличие построек, на возведение которых не предъявлено разрешение. Многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истице квартира, является памятником градостроительства и архитектуры, однако не представлено охранное свидетельство.
Полагала, что отказ в государственной регистрации права на долю в земельном участке не соответствует закону и нарушает права истицы по следующим основаниям. Согласно статье 23 закона 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с данным законом и Жилищным кодексом РФ. Статьей 16 закона 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Статьей 17 закона 12-ФЗ предусмотрено, что основаниями к государственной регистрации права служат соответствующие акты, договоры, свидетельства и иные документы, подтверждающие возникновение регистрируемого права. Частью 2 статьи 16 ФЗ N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Однако орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Согласно части 1 статьи 17 ФЗ N 122-ФЗ, а также статьи 36 Жилищного Кодекса РФ основанием для государственной регистрации возникновения моего права на долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, выступают документы, подтверждающие мое право на квартиру в данном доме. Сведения о принадлежности ей квартиры, о ее расположении в данном многоквартирном доме и о расположении данного многоквартирного дома на земельном участке по адресу г. Ставрополь, пр. Карла Маркса,***, площадью 2585 кв.м, кадастровый номер 26:12:022308:45, имеются в распоряжении ответчика, так как управлением произведена государственная регистрация права на квартиру и государственная регистрации права одного из других собственников квартир в данном доме на долю в земельном участке (запись регистрации 26-26/001-26-26-01/124/2014-464/1). В связи с изложенным, ответчик был обязан самостоятельно запросить необходимые документы, содержащие необходимую информацию, имеющиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в том числе, о земельном участке. В соответствии со статьей 36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Статья 15 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме. Подавая заявление о государственной регистрации права на долю в земельном участке, истица не претендует на иные строения, имеющие место в составе многоквартирного дома в связи с их самовольным строением. В процессе государственной регистрации права В.О.В. на долю в данном земельном участке ответчику была представлена справка ГУП СК "Бюро кадастровых инженеров", которая содержит указание на размер площади общего имущества в доме. Формула расчета доли в праве на земельный участок: Площадь квартиры Площадь дома - Площадь общего имущества; Общая площадь дома - 1065 кв.м, и данный размер площади не включает площадь помещений, возведенных самовольно. Площадь общего имущества - 113,8 кв.м, в нее также не включен размер площади помещений, возведенных самовольно. В связи с изложенным, площадь самовольно возведенных строений, если таковые имеются, не учитывается при определении ее доли в общем имуществе многоквартирного дома, в силу чего, наличие самовольно возведенных помещений в многоквартирном доме, не имеющих отношения к истице, не может служить основанием для отказа истице в государственной регистрации ее права. Ответчик указывал, что многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая ей квартира, является памятником градостроительства и архитектуры. Истица полагала, что данное обстоятельство может служить основанием для представления соответствующих документов в процессе регистрации права на квартиру, но не на земельный участок. Право на квартиру истицы, т.е. на часть дома, который является памятником, уже зарегистрировано.Многоквартирный дом и земельный участок, на котором он расположен, являются различными объектами права, на них распространяется различный правовой режим и правовое регулирование, в связи с чем, отнесение дома к памятникам не означает автоматическое отнесение к памятникам и земельного участка, однако право на долю в земельном участке является производным от права на помещения в доме, оно автоматически возникает именно и только в силу существования уже зарегистрированного права на помещения. Кроме того, в процессе рассмотрения гражданского дела N 2-1576/2014 2-1798/2014 принимал участие представитель Министерства культуры Ставропольского края В.В.Г., который представил отзыв министерства с пояснениями по поводу оформления охранного свидетельства, согласно которым охранное свидетельство на дом по пр. К.Маркса,*** г. Ставрополя не может быть оформлено. Кроме того, в пояснениях указано, что охранное свидетельство оформляется на объект охраны. Земельный участок не является объектом культурного наследия и не внесен в перечень объектов культурного наследия. Таким образом, отказ в проведении государственной регистрации права истицы не соответствует названным нормам закона и нарушает ее права.
Просила суд: признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отказе Москвитиной Л.П. в государственной регистрации 4127/95120 долей в праве общей долевой собственности собственников жилых помещений в многоквартирном доме по пр. К. Маркса *** на земельный участок по пр. К.Маркса ***, кадастровый номер 26:12:022308:45, оформленное сообщением от 12.01.2015 г. N 26-26-01/124/2014-464, и обязать ответчика устранить допущенное нарушение путем осуществления государственной регистрации права на 5250/95120 долей в праве общей долевой собственности собственников жилых помещений в многоквартирном доме по пр. К. Маркса, *** на земельный участок по пр. К. Маркса,***(кадастровый номер 26:12:022308:45).
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 10 января 2017 года исковые требования Москвитиной Л.П. удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Ставропольскому краю об отказе Москвитиной Л.П. в государственной регистрации 5250/95120 долей в праве общей долевой собственности собственников жилых помещений в многоквартирном доме по пр. К. Маркса, *** г. Ставрополя на земельный участок по пр. К. Маркса,*** г. Ставрополя с кадастровым номером 26:12:022308:45, оформленное сообщением от 29 января 2016 года N 26/001/207/2015-745.
Обязал Управление Росреестра по Ставропольскому краю осуществить государственную регистрацию за Москвитиной Л.П. права общей долевой собственности - 5250/95120 долей в праве общей долевой собственности собственников жилых помещений в многоквартирном доме по пр. К. Маркса, *** г. Ставрополя на земельный участок по пр. К. Маркса,*** г. Ставрополя с кадастровым номером 26:12:022308:45.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Ставропольскому краю, в лице полномочного представителя по доверенности - Самойленко Г.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указывает, что из представленного Кадастрового паспорта от 11.12.2014 г. не возможно установить, на каком земельном участке, расположен многоквартирный дом, что противоречит пункту 14 раздела II Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.10.2001 г. N 577, а также закреплено Приказом Министерства юстиции РФ N 831 от 28.12.2012 г. При проведении правовой экспертизы, а так же согласно сведениям, предоставленным в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Министерством культуры Ставропольского края, дом N ***, находящийся по проспекту К. Маркса в городе Ставрополе является памятником градостроительства и архитектуры "Жилой дом 1905. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73 -ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В соответствии со ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия - территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. На территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 1, ч. 1 ст. 5.1 закона об объектах культурного наследия). Статьей 48 Закона об объектах культурного наследия особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются законом об объектах культурного наследия, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В подраздел III Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, концессионном соглашении, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и других), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств (п. 6 ст. 12 Закона о регистрации). Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. На основании вышеприведенных норм действующего законодательства, следует вывод, что под особый режим использования подпадает не только объект недвижимости, который является объектом культурного наследия, но и территория (земельный участок) на котором расположен вышеуказанный объект. Следовательно, Управление полагает, что выводы суда первой инстанции в части того, что на земельный участок и многоквартирный жилой дом распространяются различный правовой режим и правовое регулирование, необоснован. Представленный на государственную регистрацию Кадастровый паспорт от 11.12.2014 г. содержит отметки о самовольных постройках, разрешения на строительство на которые не предъявлено, что не допускается в соответствии со ст. 5.1 Закона об объектах культурного наследия. Данное обстоятельство также препятствовало проведению государственной регистрации. Причины, препятствующие проведению государственной регистрации в период приостановления устранены не были. Так же ссылается на то, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, *** разделен на литеры : "А", "Б", "В", "Д", "Е", квартира N ***, принадлежащая Москвитиной Л.П. расположена в литере "Е", а не "Б" как указано в решении суда от 10.01.2017 г., а сведения кадастрового паспорта от 28.10.2009 г., свидетельствуют о том, что вышеуказанная квартира и произведенные в ней изменения приняты на государственную охрану как памятника истории и культуры.
/
Учитывая, что определением Октябрьского районного суда от 20.10.2016 г. установлено наличие спора о праве, истцу разъяснено право обращения в суд общей юрисдикции с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства, но с иными требованиями. Следовательно, обращаясь в суд в порядке искового судопроизводства. Москвитина Л.П. согласно требованиям искового заявления, фактически оспаривает отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, которое наделенного властными полномочиями в области регистрации прав на земельные участки, то есть требования административного истца возникли из публичных правоотношений и в порядке гражданского судопроизводства рассмотрению не подлежат, что противоречит нормам действующего законодательства. Истцу необходимо было обращаться в суд в порядке искового производства, но с иными требованиями.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явились. Истец Москвитина Л.П., в судебное заседание не явилась. Почтовое уведомление вернулось с отметкой об истечении срока хранения, что в соответствии с положениями статьи 117 ГПК Российской Федерации расценивается судебной коллегией как отказ от получения судебного извещения и свидетельствует о надлежащем извещении стороны о рассмотрении дела. Более того, Москвитина Л.П. извещена о судебном разбирательстве посредством телефонограммы.
В силу положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившхся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю по доверенности Самойленко Г.Н., поддержавшей доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене исходя из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Москвитиной Л.П. принадлежит квартира N *** в многоквартирном доме *** по пр. К. Маркса в г. Ставрополе, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности от 11 ноября 2009 года.
Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке площадью 2585 кв.м., кадастровый номер 26:12:022308:45, что подтверждается кадастровым паспортом на данный земельный участок (л.д. 12- 13).
По обращению Москвитиной Л.П. о регистрации ее права собственности на долю в праве на земельный участок по пр. К. Маркса,***г. Ставрополя, расположенный под многоквартирным домом, Управлением Росреестра по СК вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 30 декабря 2015 года (л.д. 17-18).
В данном уведомлении указано, что из кадастрового паспорта на земельный участок невозможно установить, на каком земельном участке расположен многоквартирный жилой дом по пр. К. Маркса,*** г. Ставрополя; в кадастровом паспорте на многоквартирный жилой дом по пр. К. Маркса,*** имеются отметки о самовольных постройках, разрешения на которые не предъявлены; данный многоквартирный жилой дом является памятником градостроительства и архитектуры (жилой дом 1905 г.) на государственную регистрацию не представлено охранное обязательство. (л.д. 17-18)
Сообщением от 29 января 2016 года Москвитиной Л.П. отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома - земельный участок по пр. К. Маркса.*** г. Ставрополя (л.д. 8-9), по тем же основаниям, что изложены в уведомлении о приостановлении государственной регистрации.
Удовлетворяя исковые требования Москвитиной Л.П., суд первой инстанции мотивировал обжалуемое решение тем, что на земельный участок и многоквартирный жилой дом распространяются различный правовой режим и правовое регулирование, о недоказанности нахождения квартиры N *** в "Жилом доме 1905 года постройки" являющегося памятником градостроительства и архитектуры, в связи с чем пришел к выводу, что отказ в проведении государственной регистрации права истицы, оформленный сообщением от 12.01.2015 года N 26/001/207/2015-745 не соответствует нормам закона и нарушает ее права.
Между тем, с данным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы необходимые для ее проведения. Для подтверждения принятия документов заявителю выдается расписка с указанием перечня предоставленных документов, а также даты их принятия.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения. перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 13 и абз. 11 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав обязан осуществлять правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проводить проверку законности сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления. Также правовая экспертиза проводится на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации.
При проведении правовой экспертизы документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность, поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Также проводится проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством РФ требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством лиц.
В силу абз. 1 п. 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ в подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При проведении правовой экспертизы, а так же согласно сведениям, предоставленным в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Министерством культуры Ставропольского края, дом N ***, находящийся по проспекту К. Маркса в городе Ставрополе является памятником градостроительства и архитектуры "Жилой дом 1905".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73 -ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее-закон об объектах культурного наследия) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия - территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
На территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 1, ч. 1 ст. 5.1 закона об объектах культурного наследия)
Статьей 48 Закона об объектах культурного наследия особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются законом об объектах культурного наследия, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В подраздел III Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, концессионном соглашении, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и других), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.
Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств (п. 6 ст. 12 Закона о регистрации).
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости вышеуказанных сведений, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и ст. 5.1 Федерального закона об объектах культурного наследия.
На основании вышеприведенных норм действующего законодательства, следует вывод, что под особый режим использования подпадает не только объект недвижимости, который является объектом культурного наследия, но и территория (земельный участок) на котором расположен вышеуказанный объект.
Следовательно, выводы суда первой инстанции в части того, что на земельный участок и многоквартирный жилой дом распространяются различный правовой режим и правовое регулирование, нельзя признать правильными.
Представленный на государственную регистрацию Кадастровый паспорт от 11.12.2014 г. содержит отметки о самовольных постройках, разрешения на строительство на которые не предъявлено, что не допускается в соответствии со ст. 5.1 Закона об объектах культурного наследия.
Данное обстоятельство также препятствовало проведению государственной регистрации.
Кроме того, в письме Министерства культуры Ставропольского края от 08.07.2014 г. N 06- 17/3486, указано, что в соответствии с постановлением главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 г. N 600 "О дополнении списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденных решением крайисполкома от 01.10.1981 N 702"- "Жилой дом 1905 г." является памятником градостроительства и архитектуры, который состоит на государственном учете и охране, как объект культурного наследия регионального значения.
Согласно письма Министерства культуры Ставропольского края от 08.07.2014 г. N 06-17/3486, "Жилой дом 1905 г.", являющийся памятником градостроительства и архитектуры, представляет собой единый объект недвижимости, который расположен по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса ***.
В порядке межведомственного взаимодействия Управлением получена информация от ФГБУ ФКП "Росреестра" о том, объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, *** включает в себя следующие помещения: литер "А" - кадастровый номер 26:12;022308:833, литр "Б" -кадастровый номер: 26:12:022308:193, литер "В" - кадастровый номер-26:12:022308:194, литер "Д" - кадастровый номер: 26:12:022308:178, литер "Е", кадастровый номер: 26:12:022308:170, литер "Ж", кадастровый номер: 26:12:022308:210.
Кроме того, согласно кадастрового паспорта, от 28.10.2009 г., выданного ГУП СК "Крайтехинвентаризация" на квартиру N ***, расположенную по адресу: г. Ставрополь, пр. К.Маркса дом N*** литер "Е" где закреплено то, что общая площадь данного жилого помещения изменилась за счет пристройки, осуществленной по разрешению МВК от 21.08.1992 г. пр., п. 8. В кадастровом паспорте установлено, что указанные изменения объекта "приняты на государственную охрану. Памятник истории и культуры".
На основании вышеизложенного следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, *** разделен на литеры : "А", "Б", "В", "Д", "Е", квартира N ***, расположенная по адресу: г. Ставрополь, пр. К.Маркса дом N***, принадлежащая Москвитиной Л.П. расположена в литере "Е", а сведения кадастрового паспорта от 28.10.2009 г., свидетельствуют о том, что вышеуказанная квартира и произведенные в ней изменения приняты на государственную охрану как памятника истории и культуры.
Таким образом, ссылки в решении суда на недоказанность нахождения квартиры N10 в "Жилом доме 1905" являющегося памятником градостроительства и архитектура несостоятельны.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом для государственной регистрации не были представлены в регистрирующий орган все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для проведения государственной регистрации права собственности, в связи с чем отказ в совершении регистрационных действий следует считать законным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Москвитиной Л.П.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 10 января 2017 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Москвитиной Л.П. к Управлению Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконным решения государственного органа и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности - отказать.
Апелляционную жалобу Управления Росреестра по Ставропольскому краю - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.