Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Федина К.А.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Пермяковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никоновой Т.Н. к администрации Новоуральского городского округа о признании права на назначение пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобе истца на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 31 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя истца Мелешина А.В. (ордер от " ... " N), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков Голыгиной Т.В. (доверенность от " ... " N), Завьяловой М.В. (доверенность от " ... " N), возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Никонова Т.Н. обратилась с иском к администрации Новоуральского городского округа о признании права на назначение пенсии за выслугу лет за период замещения муниципальной должности муниципальной службы с " ... " по " ... ".
В обоснование исковых требований указала, что с " ... " работала инспектором по выплате пенсий (специалист N категории) в исполкоме городского Совета народных депутатов г. Свердловск-44; с " ... "-специалистом N категории Управления социальной защиты в г. Новоуральске, откуда была уволена в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске. В " ... " года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, на что ей было отказано.
Полагает решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, поскольку условия, необходимые для назначения спорной пенсии в соответствии с Законом Свердловской области N 5-ОЗ от 21 января 1997 года "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и муниципальной службы в Свердловской области", решением Думы Новоуральского городского округа от 28 июля 2006 года N 72, Положением "О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Новоуральском городском округе", соблюдены.
В судебном заседании истец, его представитель исковые требования поддержали.
Представители ответчика исковые требования не признали, в их удовлетворении просили отказать, ссылаясь на отсутствие у истца права на назначение спорной пенсии.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 31 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Никоновой Т.Н. отказано.
С указанным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Ссылается на наличие права на назначение пенсии за выслугу лет за период замещения должности муниципальной службы. Стаж муниципальной службы составляет 10 лет 4 месяца, прекращение трудовых отношений в порядке перевода было вызвано сокращением в связи реорганизацией Управления социальной защиты г. Новоуральска.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Мелешин А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, представители ответчика Голыгина Т.В., Завьялова М.В. полагали о законности и обоснованности решения суда.
Истец в заседание судебной коллегии не явился.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы истца назначено на 17 мая 2017 года определением от 13 апреля 2017 года, стороны извещены путем направления письма 13 апреля 2017 года.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, истец извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, для проверки доводов апелляционной жалобы его личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании права на пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют необходимые условия для назначения пенсии за выслугу лет как гражданину, замещавшему должности муниципальной службы, поскольку увольнение истца с муниципальной службы произведено по п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в то время как Положением "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Новоуральского городского округа и должности муниципальной службы Новоуральского городского округа" такое основание увольнения не предусмотрено для назначения пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству не противоречит.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, в период с " ... " по " ... " Никонова Т.Н. работала в исполкоме Совета народных депутатов г. Свердловска-44 Свердловской области в должности инспектора по выплате пенсий, с " ... " года по " ... " года- в должности инспектора по выплате пенсий (специалист ... категории); в период с " ... " по " ... " в администрации г.Новоуральска в должности специалиста N категории Управления социальной защиты населения.
" ... " истец уволен в связи с переводом на должность специалиста I категории в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новоуральску Свердловской области (п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации), где продолжает свою трудовую деятельность.
С " ... " истец является получателем страховой пенсии по старости.
" ... " Никонова Т.Н. обратилась в Единую комиссию при Главе Новоуральского городского округа по вопросам пенсионного обеспечения муниципальных служащих и исчислению стажа муниципальной службы с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы.
В назначении спорной пенсии отказано со ссылкой на то, что увольнение с муниципальной службы произведено по основанию, не предоставляющему заявителю право на установление пенсии за выслугу лет за счет средств местного бюджета.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 февраля 2010 года N 169-О-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (ч. 2 ст. 39).
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к страховой или трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы Новоуральского городского округа, регулируются Положением "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Новоуральского городского округа и должности муниципальной службы Новоуральского городского округа", утвержденным решением Думы Новоуральского городского округа от 28 июня 2006 года N 72 (далее по тексту - Положение).
В соответствии с подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Новоуральского городского округа и должности муниципальной службы Новоуральского городского округа", пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности муниципальной службы в аппарате Думы Новоуральского городского округа, в Администрации Новоуральского городского округа, в Контрольно-счетной комиссии Новоуральского городского округа, Контрольно-счетной комиссии Думы Новоуральского городского округа, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований (не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы), при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет, и уволенным с должности муниципальной службы Новоуральского городского округа по следующим основаниям:
а) истечение срока действия срочного трудового договора в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы Новоуральского городского округа, аналогичную должности государственной гражданской службы Свердловской области категории "руководители" или "помощники (советники)";
б) расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию;
в) отказ муниципального служащего от перевода на иную должность муниципальной службы Новоуральского городского округа по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же органе местного самоуправления (муниципальном органе, не входящем в структуру органов местного самоуправления Новоуральского городского округа);
г) расторжение трудового договора по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы Новоуральского городского округа по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
д) сокращение должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления Новоуральского городского округа (муниципальном органе, не входящем в структуру органов местного самоуправления Новоуральского городского округа);
д-1) упразднение органа местного самоуправления Новоуральского городского округа (муниципального органа, не входящего в структуру органов местного самоуправления Новоуральского городского округа);
е) признание муниципального служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением или признание муниципального служащего недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
ж) достижение муниципальным служащим установленного федеральным законом предельного возраста пребывания на муниципальной службе.
Ввиду того, что вышеуказанным Положением не предусмотрено такого основания увольнения с муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, как перевод работника с его согласия на другое предприятие, учреждение, организацию, то отсутствует одно из обязательных условий для признания за истцом права на назначение пенсии за выслугу лет, что было принято во внимание ответчиком при принятии решения " ... " об отказе в назначении Никоновой Т. Н. пенсии за выслугу лет, что учтено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Доводы автора жалобы о том, что фактически его увольнение было связано с сокращением и реорганизацией Управления социальной защиты населения, истец был введен в заблуждение относительно основания увольнения, судебная коллегия отклоняет. Увольнение истца с должности муниципальной службы в установленном законом порядке оспорено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 31 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи Федин К.А.
Редозубова Т. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.