Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Редозубовой Т.Л., Федина К.А.,
при секретаре Паначёвой О.О.,
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева С.Е. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о включении в специальный трудовой стаж спорных периодов и назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01.02.2017.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения представителя ответчика Елькиной О.С., действующей на основании доверенности от *** ***, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев С.Е. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о включении в специальный трудовой стаж спорных периодов и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указал, что решением ответчика *** от *** ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Истец с указанным решением не согласился, просил признать решение ответчика *** от *** незаконным, включить периоды работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в качестве бортпроводника в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости досрочно, с даты обращения за ее назначением ( ***).
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, указав на отсутствие правовых оснований для назначения страховой пенсии по старости досрочно.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01.02.2017 исковые требования Дмитриева С.Е. оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с неправильным применением судом норм материального права; неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе истец приводит довод о том, что правом на досрочную пенсию по старости обладают все члены экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают. Кроме того, истец приводит довод о том, что он совершил 6794 часа 48 мин полета, что в перерасчете на календарные месяцы составляет 339, 74 месяцев или 28,31 лет стажа.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях, имеющихся в материалах дела.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился истец.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, ввиду следующего.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об оставлении заявленных исковых требований без удовлетворения.
Из материалов дела установлено, что истец обратился к ответчику *** с заявлением, в котором просил о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указывая на наличие стажа не менее 25 лет на соответствующих видах работ.
Решением ответчика *** от *** в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, при этом исключены следующие периоды работы истца:
- с *** по *** в должности бортпроводника в ОАО " ***";
- с *** по *** в должности бортпроводника в ОАО " ***";
- с *** по *** в должности бортпроводника в ОАО " ***";
- с *** по *** в должности бортпроводника в ОАО " ***";
- с *** по *** в должности бортпроводника в ОАО " ***";
- с *** по *** в должности бортпроводника в ОАО " ***";
- с *** по *** в должности бортпроводника в ОАО " ***".
Ответчик указал на отсутствие у истца необходимого стажа.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что истец в спорный период осуществлял трудовую деятельность в ОАО "Уральские авиалинии", служба бортпроводника, в качестве бортпроводника. Истец имеет определенный налет часов, который зафиксирован в его летной книжке (6794 часов 48 минуты).
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие же положения, касающиеся назначения страховых пенсий, содержатся в ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Правительством Российской Федерации, в рамках предоставленных ему законом полномочий, 18.07.2002 принято Постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2015 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459.
Статьей 79 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 01.01.2002 в связи с введением в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно действовавшему на момент вступления в силу постановления N 459 Воздушному кодексу Союза ССР (статья 22) бортпроводники относились к обслуживающему персоналу и не входили в летный состав.
Со вступлением в силу с 1 апреля 1997 года Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 года N 60-ФЗ к экипажу воздушного судна отнесены летный экипаж (командир и другие лица летного состава) и кабинный экипаж (бортпроводники).
Пунктом 2.3.3. Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 N 77 (действовал с 01.12.1985 и утратил силу с 09.11.2009 в связи с изданием Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06.11.2009 N 198), к летному составу экипажа отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.
Пунктом 3.1. Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2008 N 108 (утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128) определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1996 N 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217).
Кроме того, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.03.2009 года N 260-О-О, что касается положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, то разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Бортпроводникам право на досрочную пенсию предоставлено на основании Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года, по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
Объединение понятий "летный состав" и "экипаж воздушного судна" (при наличии у бортпроводников налета часов) влечет к неправомерному отнесению бортпроводников к летному составу, а изменение Воздушного кодекса РФ не изменяет нормы пенсионного законодательства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не принимает доводы истца о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому он имеет право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ.
Наличие у Дмитриева С.Е. летной книжки с указанием количества налета часов, на что указал истец в апелляционной жалобе, само по себе не влечет возникновения у истца права на назначение досрочной пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по правилам ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Дмитриева С.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Колесникова
Судьи Т.Л. Редозубова
К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.