Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Трунова Ю.А. - Махно П.А. на решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 24 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя начальника Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Трунова Ю.А.,
установила:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку от 02 ноября 2016 года должностное лицо - заместитель начальника Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Трунов Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 24 января 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Трунова Ю.А. - Махно П.А. - без удовлетворения.
Защитником Трунова Ю.А. - Махно П.А. в Приморский краевой суд подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи, как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Трунова Ю.А. - Махно П.А., заключение прокурора Неплюевой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог, а объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, дорожных сооружений в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению содержания дорог и дорожных сооружений в состоянии, соответствующем ГОСТу.
Государственным стандартом Российской Федерации Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93) предусмотрено, что указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с указанным ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к средствам улучшения условий видимости, а именно п. 4.6.1.1 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: в том числе и на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г.Владивостока по поручению прокуратуры Приморского края совместно с сотрудником ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку проведена выездная проверка, в ходе которой обследован участок автомобильной дороги в районе домов "адрес". При осмотре указанного участка дороги установлено, что на всем её протяжении имеются выбоины и ямы, превышающие предельные размеры и затрудняющие движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Кроме того, на данном участке отсутствует стационарное дорожное освещение, чем нарушены требования п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 и п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
13 сентября 2016 года прокуратурой Советского района г.Владивостока по поручению прокуратуры Приморского края совместно с сотрудником ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку проведена выездная проверка, в ходе которой обследован участок автомобильной дороги в районе дома "адрес". При осмотре указанного участка дороги установлено, что на всем её протяжении имеются выбоины и ямы, превышающие предельные размеры и затрудняющие движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены требования п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
Указанные нарушения зафиксированы в актах выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений с фототаблицей от 15 сентября 2016 года и 13 сентября 2016 года (административный материал л.д. 26-47).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя начальника Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Трунова Ю.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица о виновности заместителя начальника Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Трунова Ю.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда согласился.
Однако, состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Постановлением администрации города Владивостока от 21 ноября 2013 года N 3320 путем реорганизации муниципального казенного учреждения "Горзеленстрой" образовано муниципальное бюджетное учреждение "Содержание городских территорий" (далее - МБУ "СГТ").
Согласно пунктам 2.1, 2.3 Устава МБУ "СГТ" основной целью его деятельности является удовлетворение общественных потребностей населения, связанных с организацией содержания объектов благоустройства Владивостокского городского округа, создания условий для развития имеющейся дорожной инфраструктуры Владивостокского городского округа путем решения вопросов текущего содержания дорожной инфраструктуры, ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов инфраструктуры, а также обеспечение безопасности дорожного движения на территории Владивостокского городского округа, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, в том числе дорожных сооружений, содержание дорожной инфраструктуры Владивостокского городского округа.
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи.
Как следует из представленных материалов дела, во исполнение возложенных на МБУ "СГТ" функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, 14 сентября 2016 года утверждено муниципальное задание N на выполнение работ, в том числе и производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что заместитель начальника Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Трунов Ю.А. не является лицом, ответственным за указанные в постановлении должностного лица нарушения требований и стандартов по содержанию указанных дорог.
Таким образом, заместитель начальника Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Трунов Ю.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечен к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку от 02 ноября 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 24 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного - лица заместителя начальника Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Трунова Ю.А., подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
решила:
постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку от 02 ноября 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 24 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного - лица заместителя начальника Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Трунова Ю.А. отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Кубатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.