Верховный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л.,
при секретаре Убушиевой А.В.,
с участием прокурора Лиджиевой В.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании пункта 6.4; пункта 8 Правил благоустройства населенных пунктов Юстинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, утвержденных решением Собрания депутатов Юстинского СМО от 27.12.2012г. N 99 (в редакции от 19.09.2014г. N 122) в части противоречащими федеральному законодательству и недействующими,
установил:
Решением Собрания депутатов Юстинского сельского муниципального образования от 27.12.2012г. N 99 (в редакции от 19.09.2014г. N 122) утверждены Правила благоустройства населенных пунктов Юстинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Правила благоустройства). Решение было опубликовано в "Вестнике Юстинского СМО" от 27.12.2012г. N 15. Названные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и требования в области внешнего благоустройства, правил содержания собак и кошек, правил содержания скота и птицы.
В соответствии с абзацем 2 и 4 пункта 6.4 Правил благоустройства категорически запрещается осуществлять стоянку автотранспортных средств на тротуарах и газонах; осуществлять парковку большегрузного транспорта, прицепных устройств, сельскохозяйственной техники, автобусов возле домовладений, на улицах поселка.
Согласно абзацу 8 пункта 8 Правил благоустройства с целью сохранения дорожных покрытий на территории поселений запрещается движения и стоянка транспорта на пешеходных дорожках, тротуарах, в парках.
Заместитель прокурора Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании пунктов 6.4 Правил в части слов "осуществлять стоянку автотранспортных средств на тротуарах и газонов", и пункт 8 в части слов "движение и стоянка транспорта на пешеходных дорожках, тротуарах, в парках" несоответствующими Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилам дорожного движения Российской Федерации и недействующими, поскольку общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения. Ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
В судебном заседании прокурор Лиджиева В.П. поддержала исковые требования.
Представитель Собрания депутатов Юстинского сельского муниципального образования, надлежащим образом извещенный о дне и времени слушания дела, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, оценив оспариваемые нормы Правил благоустройства населенных пунктов Юстинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, утвержденных решением Собрания депутатов Юстинского СМО от 27.12.2012г. N 99 (в редакции от 19.09.2014г. N 122) на предмет их соответствия федеральному законодательству, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 12, 130 и 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 указанного федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам российской федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 22 Устава Юстинского сельского муниципального образования, принятого решением Собрания депутатов Юстинского СМО 21.11.2009г., N 39 к компетенции Юстинского сельского муниципального образования отнесено разработка, принятие, изменение нормативных правовых актов по вопросам местного значения.
Правила благоустройства населенных пунктов Юстинского сельского муниципального образования являются нормативным правовым актом, поскольку содержат правовые нормы (правила поведения), обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений, опубликованы в установленном порядке в издании "Вестник Юстинского СМО" от 27.12. 2012г. N 15.
Вместе с тем, оспариваемые прокурором пункты Правил благоустройства приняты Собранием депутатов Юстинского сельского муниципального образования с превышением предоставленных федеральным законом полномочий.
Как следует из абзаца 2 и 4 п. 6.4 Правил благоустройства категорически запрещается осуществлять стоянку транспортных средств на тротуарах и газонах. Осуществлять парковку большегрузного транспорта, прицепных устройств, сельскохозяйственной техники, автобусов возле домовладений на улицах поселков.
Согласно абзацу 8 пункта 8 Правил с целью сохранения дорожных покрытий на территории поселений запрещается движения и стоянка транспорта на пешеходных дорожках, тротуарах, в парках.
В соответствии с пунктом 10.2 указанных Правил юридические и физические лица, виновные в нарушении Правил, привлекаются к административной ответственности.
Между тем транспортные средства являются источником повышенной опасности, и вопросы управления, технической эксплуатации и другие вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне.
Так, согласно пункту 1 статьи 6 и пункту 4 статьи 22 Федерального закона от
10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в ведении Российской Федерации находятся формирование и проведение на территории РФ единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения.
Пунктом 4 статьи 33 названного Закона, предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, установлено всем субъектам Российской Федерации обеспечить организацию дорожного движения на улицах и дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации.
Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, ответственность за нарушение которых установлена статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, а ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Федеральное законодательство, устанавливая требования к порядку остановки и стоянки транспортных средств, в том числе вне площадок автостоянок, каких-либо полномочий органам местного самоуправления по изменению такого порядка не передавало.
Собрание депутатов Юстинского СМО в Правилах благоустройства фактически произвольно изменило единый порядок остановки и стоянки, регламентированный разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, что свидетельствует о нарушении федерального законодательства.
Таким образом, абзацы 2 и 4 пункта 6.4 Правил благоустройства в части слов "осуществлять стоянку автотранспортных средств на тротуарах и газонах", "осуществлять парковку большегрузного транспорта, прицепных устройств, сельскохозяйственной техники, автобусов возле домовладений, на улицах поселков" и абзац 8 пункт 8 в части слов "движение и стоянка транспорта на пешеходных дорожках, тротуарах, в парках" противоречат Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку приняты с превышением полномочий, а также Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилам дорожного движения Российской Федерации и подлежат признанию недействующими.
Поскольку оспариваемые пункты Правил благоустройства населенных пунктов Юстинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия до настоящего времени применялись и на его основании реализовывались права и обязанности неопределенного круга лиц, оспариваемые пункты подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-176, 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Калмыкия
решил:
Признать абзацы 2 и 4 пункта 6.4 в части слов "осуществлять стоянку автотранспортных средств на тротуарах и газонах", "осуществлять парковку большегрузного транспорта, прицепных устройств, сельскохозяйственной техники, автобусов возле домовладений, на улицах поселков", абзац 8 пункта 8 в части слов "движение и стоянка транспорта на пешеходных дорожках, тротуарах, в парках" Правил благоустройства населенных пунктов Юстинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, утвержденных решением Собрания депутатов Юстинского СМО от 27.12.2012г. N 99 (в редакции от 19.09.2014г. N 122) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ответчика опубликовать сообщение о принятом решении суда в "Вестнике Юстинского СМО".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.