Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Горященко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Коровиной Н.Ю. по доверенности Нестеренко М.Ф. на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 17 января 2017 года N, решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 марта 2017 года, вынесенные в отношении директора ООО " ***" Коровиной Н.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 17 января 2017 года N, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 марта 2017 года, директор ООО " ***" Коровина Н.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Коровиной Н.Ю. по доверенности Нестеренко М.Ф. просит постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 17 января 2017 года N, решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 марта 2017 года, вынесенные в отношении директора ООО " ***" Коровиной Н.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснение защитника Коровиной Н.Ю. по доверенности Нестеренко М.Ф., поддержавшего доводы жалобы, мнение представителей государственной жилищной инспекции по Оренбургской области по доверенности Мишиной Л.С., Рязанова Е.А., возражающих против удовлетворения жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что в период (дата) на основании обращений жильцов дома (адрес) должностными лицами государственной жилищной инспекции по Оренбургской области проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением ООО " ***" правил содержания общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме.
В ходе осмотра выявлены следующие нарушения:
сырость, увлажненность грунта подвального помещения;
не обеспечена герметичность стыковых соединений, ревизий, прочисток в системе канализации (подвальное помещение, 3 подъезд);
неисправное состояние дверей: отслоение и разрушение окрасочного слоя входной двери (подъезд N 2).
Выявленные неисправности являются нарушениями пунктов 5.8.2, 5.8.3, 4.1.9, 4.1.1, 3.4.1, 3.4.3, 4.7, 4.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (Правила N 170), пунктов 2, 13, 18 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 (Перечень N 290), пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (Правила N 491) и создают неблагоприятные условия для проживания граждан в данном доме.
По результатам проверки 30 ноября 2016 года ведущим специалистом отдела нормативно-технического контроля (надзора) государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в отношении директора ООО " ***" Коровиной Н.Ю. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном статей 7.22 КоАП РФ.
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, полученных уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка, оцененных по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно пункту 9.1 Устава ООО " ***" руководство текущей деятельностью данного общества осуществляется единоличным исполнительным органом - директором.
Директором ООО " ***" назначена Коровина Н.Ю. (приказ от 31 марта 2008 года N 1).
Выводы должностного лица административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях директора ООО " ***" Коровиной Н.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, являются правильными, основанными на имеющихся в деле доказательствах.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, директор ООО " ***" Коровина Н.Ю., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции данной организации, обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения директором ООО " ***" Коровиной Н.Ю. правил содержания и ремонта общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы, что Коровина Н.Ю. привлечена к административной ответственности необоснованно ввиду того, что подтопление подвального помещения указанного дома происходят по причине регулярных засоров дворовых колодцев, находящихся на обслуживании ОАО " ***", правомерно отклонен судом первой инстанции.
Пунктом 2.3.5 Правил N 170 предусмотрено, что текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.
Согласно пункту 3.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций.
Пунктом 4.1.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.
В силу пункта 4.1.3 Правил N 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Пунктом 4.1.9 означенных правил предусмотрено, что следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Согласно пункту 4.1.15 Правил N 170 не допускается, в том числе, подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
В силу пункта 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Согласно пункту 5.8.2 названных правил система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/см2 (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа).
Пунктом 5.8.3 Правил N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Согласно пункту 6.6.14 Правил N 170 утечка воды в грунт из водопровода, канализации и теплофикационных сетей, даже если она весьма незначительная, должна немедленно устраняться после ее обнаружения.
В приложении N 2 Правил N 170 указано, что неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) должны устраняться немедленно.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях.
Факты ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества указанного многоквартирного жилого дома, а именно: не принятие мер по своевременному устранению течи и засоров системы канализации в подвале жилого дома, системы канализации в подвале жилого дома, восстановлению работоспособности канализационной системы, своевременному устранению сырости, увлажненности грунта подвального помещения, а также не непринятие мер к приведению в надлежащее состояние входной двери подъезда N 2 подтверждаются материалами дела и свидетельствуют о нарушении директором общества Коровиной Н.Ю. указанных выше пунктов Правил N 170 и Правил N 491.
Наличие или отсутствие вины других лиц не исключает административной ответственности директора общества, ответственного за обеспечение надлежащего содержания общедомового имущества, создание и поддержание благоприятных и безопасных условий для проживания граждан.
В данной ситуации управляющая организация от имени и в интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме должна предпринимать активные действия, направленные на соблюдение этих условий, в том числе во взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями, а не только проводить работы по поддержанию внутридомовой системы канализационной системы в надлежащем состоянии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в содеянном директором общества Коровиной Н.Ю. события и вины во вмененном ей правонарушении.
По существу в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены судебного решения и постановления должностного лица административного органа.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом с соблюдением срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Административное наказание назначено директору ООО " ***" Коровиной Н.Ю. в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьями 30.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица административного органа и судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 17 января 2017 года N, решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 марта 2017 года, вынесенные в отношении директора ООО " ***" Коровиной Н.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Коровиной Н.Ю. по доверенности Нестеренко М.Ф. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.