Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
судей Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 17 февраля 2017 года по делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании незаконным бездействия по невключению в постановление администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области от (дата) N "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для ООО "ЭнергоРесурс" на (дата)." экономически обоснованного и документально подтвержденного недополученного дохода от осуществления регулируемой деятельности в (дата) годах, возложении обязанности произвести на (дата) регулируемый период корректировку долгосрочного тарифа,
установила:
ООО "ЭнергоРесурс" обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что постановление от (дата) N принято с нарушением требований Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406, поскольку устанавливает тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение без учета включения в необходимую валовую выручку на 2017 год недополученных Обществом доходов за (дата), возникших в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) фактического объема поданной воды (принятых сточных вод) по сравнению с установленными объемами в тарифах на (дата), чем нарушаются его права и законные интересы. Недополученный доход Общества за (дата) годы, подтвержденный бухгалтерской и статистической отчетностью, составил в общем 28987000 рублей, из них: недополученный доход за (дата) - 12467000 рублей, за (дата) - *** рублей (т.1 л.д. ***).
После изменения предмета административного иска истец просил признать незаконным бездействие административного ответчика по невключению в оспариваемое постановление администрации муниципального образования г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области от (дата) N "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для ООО "ЭнергоРесурс" на *** экономически обоснованного и документально подтвержденного недополученного дохода от осуществления регулируемой деятельности в (дата) годах, возникшего у ООО "ЭнергоРесурс" от снижения объемов отпуска воды по отношению к плановому отпуску, учтенному при расчете и установлении тарифов на (дата) годы, в сумме *** рублей; обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области произвести на регулируемый период (дата) корректировку долгосрочного тарифа с учетом дополнительноучтенного, экономически обоснованного и документально подтвержденного недополученного дохода от осуществления регулируемой деятельности в (дата) годах, возникшего у ООО "ЭнергоРесурс" от снижения объемов отпуска воды по отношению к плановому отпуску, учтенному при расчете и установлении тарифов на (дата) годы, в сумме *** рублей, расходы по уплате государственной пошлины возложить на административного ответчика.
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 17 февраля 2017 г. было отказано в удовлетворении заявленных требований.
С таким решением административный истец не согласился, в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Трофимова А.А., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 28.09.2010 г. N 3822/887-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области наделены полномочиями на установление тарифов по водоснабжению и водоотведению (ст.3).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в сфере водоснабжения и водоотведения, установлены Федеральным законом от 7.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно ст. 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, а в сфере водоотведения - тарифы на водоотведение и на транспортировку сточных вод.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации.
В соответствии с п. 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В силу п. 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, к числу которых отнесены: правоустанавливающие документы (п. "а"), копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату (п. "б"); расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (п. "е"); расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии) (п. "к") и прочие документы.
В соответствии с п. 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно п. 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "ЭнергоРесурс" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Кувандыка Оренбургской области.
Письмом от 05 мая 2015 г. N 231-ЭР Общество обратилось в администрацию муниципального образования г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области с заявлением об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016 г. с применением метода индексации установленных тарифов, представило расчеты валовой выручки для реализации производственных программ в сферах водоснабжения и водоотведения с расчетами тарифов в указанных сферах на 2016 г. В строках 5 приложений 7 указанных расчетов ООО "ЭнергоРесурс" указало, что фактические объемы водоснабжения и водоотведения за 2014 г. ниже объемов, установленных в тарифах на 2014 г. (т. 1 л.д. 44-117).
Специалистами регулирующего органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
(дата) администрацией муниципального образования г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области в рамках переданных отдельных государственных полномочий принято постановление N 840-п "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для ООО "ЭнергоРесурс" на 2016-2018 г.г.". Данным постановлением установлены и введены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для ООО "ЭнергоРесурс" на (дата), согласно приложению N 1 (с разбивкой на календарные периоды), а также установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение методом индексации (приложение N 2) (т. 1 л.д. N).
При расчете тарифов методом индексации и при утверждении производственных программ из суммы необходимой валовой выручки, заявленной Обществом, органом регулирования исключены недополученные доходы, возникшие, как указывает административный истец, в связи со снижением фактического объема поданной воды (принятых сточных вод) по сравнению с установленными объемами в тарифах на 2014 г.
(дата) ООО "ЭнергоРесурс" обратилось к административному ответчику с заявлениями о корректировке тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей г. Кувандыка на регулируемый период (дата)., приложив производственные программы, бухгалтерский баланс Общества за (дата), статистические отчеты формы N1 - водопровод и N1 - канализация за (дата) (т. 1 л.д. N).
При расчете тарифа на 2017 г. Общество просило учесть недополученные доходы за (дата) в общей сумме *** рублей, из них: недополученный доход за (дата) - *** рублей, за (дата) - *** рублей. Указанные недополученные доходы, как отмечает ООО "ЭнергоРесурс", возникли в связи с оказанием ими услуг по водоснабжению и водоотведению в объеме меньшем, чем было определено регулирующим органом при установлении тарифа на (дата).
Постановлением администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от (дата) (дата) в оспариваемое постановление от *** (дата) внесены изменения, скорректированы тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ООО "ЭнергоРесурс", осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории г. Кувандыка на регулируемый период - (дата) (т. 1 л.д. N).
При утверждении указанных тарифов в необходимую валовую выручку на 2017 г. заявленные Обществом недополученные доходы за (дата) также не включены.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 2 Основ ценообразования, недополученные доходы - это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Проанализировав вышеуказанные положения закона и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что приложенные ООО "ЭнергоРесурс" к заявлению о корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение на (дата) бухгалтерский баланс за (дата), а также сведения по формам N1-водопровод и N1-канализация за (дата) подтверждают лишь поставку услуг по холодному водоснабжению питьевой водой, а также водоотведению в объеме меньшем, чем это предусмотрено при установлении тарифа на (дата) Однако доказательств, подтверждающих, что снижение объема поданной им воды или принятых сточных вод возникло по причинам, не зависящим от него (например, уменьшение количества абонентов, установка приборов учета, изменение нормативов потребления, естественная убыль населения и другое), что является необходимым условием для учета недополученного дохода при расчете тарифов, не представил.
При таких обстоятельствах, у администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области не возникло установленной в п. 15 Основ ценообразования обязанности по учету размера недополученных доходов прошлых периодов регулирования при установлении тарифов на (дата).
Выводы суда в этой части подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
Довод апелляционной жалобы о том, что причиной недостижения плановых объемов поданной воды и принятых сточных вод является установление завышенных объемов отпуска воды потребителям (принятия сточных вод) не может быть принят во внимание, поскольку факт представления на рассмотрение регулирующего органа при установлении тарифов документов в подтверждение этого, материалами дела не подтвержден.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 17 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Энергоресурс" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.