Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу Булыгина А.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 12 декабря 2016 года и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 07 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Булыгина А.Г.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 12 декабря 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 07 февраля 2017 года, Булыгин А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Булыгин А.Г. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 19.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.9.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предписано считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства (далее - Указ N 1173).
В соответствии с п.п. 95, 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года N 808 (далее - Правила N 808), в отношении объектов, принадлежащих социально значимым категориям потребителей (в том числе военные комиссариаты Министерства обороны Российской Федерации), используемых для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, детально урегулированный в п. 97 названных Правил и предусматривающий, помимо прочего, неоднократное уведомление абонента о предстоящем введении ограничения энергопотребления.
Из материалов дела следует, что на основании договора безвозмездного пользования от 13 января 2015 года, заключенного между МУГП
" ***" и ФКУ " ***", призывной пункт отдела военного комиссариата Оренбургской области по *** району размещен в здании, расположенном по адресу: ***, находящемся в муниципальной собственности.
МУГП
" ***" в силу п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) является потребителем тепловой энергии (далее - потребитель) в отношении названного здания (договор на подачу теплоэнергии от 01 января 2016 года N 65).
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Соль-Илецкий городской округ" от 23 сентября 2016 года N *** отопительный сезон на территории Соль-Илецкого городского округа начат с 03 октября 2016 года.
В силу требований ст.ст. 19, 20 Закона о теплоснабжении и главы 11 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, потребитель обязан к началу отопительного сезона составить акт технической готовности тепловых энергоустановок, который является подтверждением выполнения потребителем всех необходимых условий безопасной эксплуатации тепловых сетей, после чего направить энергоснабжающей организации заявку на подключение тепловой энергии.
Согласно материалам дела 03 октября 2016 года *** МУГП " ***" Булыгиным А.Г. подана заявка в теплоснабжающую организацию - МУП " ***" о начале пуска тепла в указанное выше здание с 05 октября 2016 года в ночное время с 18 часов 00 минут до 08 часов 00 минут, в связи с чем в день начала отопительного сезона помещение не было подключено к системе отопления. Подача тепловой энергии в здание была начата только 05 октября 2016 года. Однако по причине утечки теплоснабжение было приостановлено и возобновлено 07 октября 2016 года после окончания ремонтных работ.
В период с 03 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года в призывном пункте осуществлялись мероприятия по призыву граждан на военную службу, в том числе проводились медицинские осмотры призывников. Отсутствие теплоснабжения явилось причиной письменных обращений призывников и их родителей, врачей медицинской комиссии в связи с низкой температурой в здании (от 13 до 17,5 градусов Цельсия) и невозможностью нормальной работы врачей медицинской комиссии, принятия ими обоснованного решения о степени годности призывника к прохождению военной службы.
Указанные обстоятельства подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; обращением начальника отдела военного комиссариата Оренбургской области по *** району в прокуратуру района; заявлениями призывников и врачей медицинской комиссии; ответом ресурсоснабжающей организации; протоколами проведения замера температуры воздуха в помещении; заявкой МУГП " ***" от 03 октября 2016 года на подключение тепловой энергии; объяснениями Булыгина А.Г.
В судах первой и второй инстанций Булыгин А.Г. давал показания о том, что перенос начала отопительного сезона на более поздний период вызван высокой среднесуточной температурой окружающего воздуха и, как следствие, отсутствием оснований для начала отопления. Кроме того, ссылался на то, что МУГП " ***" самостоятельно отплачивает расходы, связанные с затратами на коммунальные услуги, и вынуждено экономить.
Исходя из изложенного, судьи нижестоящих судов правильно пришли к выводу о наличии в действиях Булыгина А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ.
Судьями установлено, что Булыгин А.Г. совершил самоуправство, а именно: являясь руководителем организации - потребителя тепловой энергии в отношении здания, расположенного по адресу: ***, он самовольно, не имея к тому законных оснований, ограничил подачу тепловой энергии в названное здание, что могло повлечь срыв начала осенней призывной кампании, поставило под угрозу жизнь и здоровье призывников во время проведения медицинских осмотров, а также устойчивое функционирование объекта, обеспечивающего безопасность государства, его обороноспособность.
Вопреки доводам жалобы основания для освобождения Булыгина А.Г. от административной ответственности отсутствуют.
Указание в жалобе на то, что замеры температуры окружающего воздуха в кабинетах призывного пункта произведены техническими средствами измерения, не прошедшими метрологическую поверку и не являющимися специальными техническим средствами, не исключает наличие в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ. Булыгин А.Г. знал о начале отопительного сезона на территории Соль-Илецкого городского округа с 03 октября 2016 года, однако, не имея к тому законных оснований, направил энергоснабжающей организации заявку на подключение здания к системе отопления только с 05 октября 2016 года с 18 часов 00 минут до 08 часов 00 минут. Доказательств уважительности причины таких действий не представил. Материалы дела не содержат доказательств наличия в период с 03 октября 2016 года по 05 октября 2016 года исключительных ситуаций (аварий), которые могут вступать в противоречие с условиями невозможности ограничения или прекращения отпуска тепловой энергии, предусмотренными п. 1 Указа N 1173.
Довод заявителя о недостаточности финансирования и необходимости экономии денежных средств не влечет отмену обжалуемых судебных актов, поскольку порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги - отопления, установленный Законом о теплоснабжении и Правилами N 808, нарушен.
При таких обстоятельствах действия директора МУГП " ***" Булыгина А.Г. правильно квалифицированы по ст. 19.1 КоАП РФ.
Постановление о назначении Булыгину А.Г. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 19.1 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного Булыгину А.Г. административного наказания в соответствии с положениями ст. 3.4 КоАП РФ не установлено.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
По настоящему делу не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Ограничение подачи тепловой энергии в здание, в котором располагается призывной пункт и работает медицинская комиссия, могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью призывников во время проведения медицинских осмотров. Доказательств обратного не представлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьями нижестоящих судов допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 12 декабря 2016 года и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 07 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 КоАП РФ, в отношении Булыгина А.Г. оставить без изменения, а жалобу Булыгина А.Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.