Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Ланцовой М.В.
судей Будылка А.В., Щукина А.Г.
при секретаре Тарасовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Ковалеву И.И., Ковалевой В.Б., Ковалеву К.И., Ковалевой П.И. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения по апелляционной жалобе истца на решение Куйбышевского районного суда города Омска от " ... " об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя ответчиков Лауберг И.К., заключение военного прокурора Рудницкого С.И., судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Ковалеву И.И., Ковалевой В.Б., Ковалеву К.И., Ковалевой П.И. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указало на то, что " ... " Омская квартирно-эксплуатационная часть и Ковалев И.И. заключили договор найма служебного помещения в общежитии, в соответствии с которым ответчик с членами семьи приобрёл право на проживание в комнате " ... ". Указанное жилое помещение было предоставлено ответчику в связи с трудовой деятельностью в Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно ответу 128 службы уполномоченного по качеству вооружения и военной технике (региональной) управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации от " ... ", Ковалев И.И. не имеет трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации. Сведения о месте работы Ковалева И.И. и его супруги Ковалевой В.Б. отсутствуют. Из уведомления отделения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от " ... ", направленного в адрес Ковалева И.И., усматривается, что последний утратил право проживания в служебном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации и обязан в двухнедельный срок освободить жилое помещение.
На основании изложенного истец просил прекратить право пользования ответчиками служебным помещением, расположенным по адресу: " ... ", путём выселения без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежаще.
Ответчик Ковалева В.Б., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Ковалева К.И., Ковалевой П.И., её представитель Лауберг И.К. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что спорное жилое помещение было предоставлено Ковелеву И.И. в " ... " года в связи с трудовыми отношениями с Омской квартирно-эксплуатационной частью района Министерства обороны Российской Федерации, куда он был принят столяром. " ... " ответчик был уволен по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Полагают, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку с момента увольнения Ковалева И.И. до подачи иска прошло более " ... " лет. Кроме того, поскольку Ковалевы имеют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, они не могут быть выселены из данного помещения без предоставления другого жилого помещения.
Представитель третьих лиц ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", территориального отделения ( " ... ") ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на отсутствие между сторонами трудовых отношений.
Военный прокурор города Омска полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ответчик Ковалев И.И., представитель третьего лица ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании участия не принимали.
Решением суда в удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации к Ковалеву И.И., Ковалевой В.Б., Ковалеву К.И., Ковалевой П.И. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, повторно приводя доводы об отсутствии у ответчиков оснований для проживания в спорном жилом помещении. По прекращении трудовых отношений законных оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением у ответчиков не имеется, к категории лиц, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, они не относятся. Таким образом, у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска. Помимо изложенного, отмечает, что суду надлежало выяснить обладал ли Ковалев И.И. к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ статусом лица, названного в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, чего судом не был сделано. Кроме того, в силу статьи 208 Жилищного кодекса РФ на требования о выселении исковая давность не распространяется.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчиков Лауберг И.К. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в судебном заседании явились представитель ответчиков, полгавшая решение суда законным и обоснованным, военный прокурор, по заключению которого оно подлежит отмене.
Выслушав представителя ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что " ... " Ковалев И.И. принят на работу в Омскую КЭЧ, в столярно-мебельную мастерскую, столяром первого разряда.
" ... " ответчик представил на имя начальника Омской КЭЧ заявление о предоставлении места в общежитии. Согласно резолюции начальника Омской КЭЧ от " ... " он подлежал оформлению заведующим общежитием 12-й войсковой части в помещение " ... ".
Ковалев И.И. был вселён в комнату общежития, " ... " зарегистрирован по месту жительства в " ... ".
" ... " с разрешения начальника Омской КЭЧ в указанном жилом помещении была зарегистрирована его супруга Ковалева В.Б.
" ... " Ковалев И.И. уволен из Омской КЭЧ в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением численности или штата организации).
После указанной даты Ковалев И.И. в войсковых частях Министерства обороны РФ либо в организациях, ему подведомственных, не работал.
Между тем, " ... " Омская квартирно-эксплуатационная часть и Ковалев И.И. подписали договор найма служебного помещения в общежитии о передаче наймодателем Ковалеву И.И. и членам его семьи Ковалевой В.Б. (супруге) и Ковалеву К.И. (сыну, зарегистрирован в данном жилом помещении по месту жительства с " ... " года) за плату во владение и пользование жилого помещения - " ... ".
Указанный договор найма заключён сторонами на время и связи с работой нанимателя (пункты 2, 5 договора).
Согласно пояснениям ответчиков при вселении Ковалева И.И. в жилое помещение в " ... " году ему Омской КЭЧ был выдан соответствующий ордер, который Ковалев И.И. отдал Омской КЭЧ при подписании договора найма служебного помещения в общежитии в " ... " году.
Составление и подписание Омской КЭЧ и Ковалевым И.И. приведённого выше договора подтверждают изложенные пояснения ответчиков, поскольку к " ... " году Ковалев И.И. в Омской КЭЧ не работал.
В связи с тем, что Ковалев И.И. в настоящее время с ответчиком в трудовых отношениях не состоит, " ... " территориальным отделением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в его адрес было направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения в двухнедельный срок со дня получения данного уведомления.
Требование о выселении из спорного жилого помещения ответчиками не исполнено, поэтому истец предъявил указанный иск в суд.
Из материалов дела следует, что " ... " является общежитием и включён в реестр федерального имущества. В настоящее время указанное общежитие находится на балансе Омской квартирно-эксплуатационной части " ... ".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции, в числе иного, по предоставлению военнослужащим жилых помещений, в том числе, служебных помещений и помещений в общежитиях (подпункт "о" пункта 2 названного Постановления).
Исходя из содержания статьи 92 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьями 93, 94 названного кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 Жилищного кодекса РФ).
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими осуществляется на основании договора специализированного найма.
Согласно части 3 статьи 104, части 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Возражая против заявленных требований и ссылаясь на статью 13 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", ответчики указывали на то, что они не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Согласно положениям приведённой норме права граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учёте, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам следует учитывать, что статьёй 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Согласно пункту 8 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закреплённых за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Вместе с тем, пункт 8 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР был изменён посредством его дополнения словами, приведёнными в скобках, Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ, статьёй 2.
Статьёй 3 поименованного закона было установлено, что для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части первой статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, которые на день вступления в силу данного закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу данного закона, сохраняется.
Статьи 2 и 3 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ были признаны утратившими силу с 01 марта 2005 года, даты введения в действие Жилищного кодекса РФ, пунктом 33 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса РФ лица, указанные в статье 3 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ, не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения.
В данной связи, учитывая то обстоятельство, что Ковалев И.И. был вселён в спорное жилое помещение - " ... " в " ... " года и уволен из Омской КЭЧ по сокращению штатов в " ... " года, т.е. до внесения изменений в пункт 8 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ, соответственно, он относится к категории лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
По смыслу статьи 13 Вводного закона к Жилищному кодексу РФ, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, которые не могли быть выселены из него до введения в действие Жилищного кодекса РФ, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного закона категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно пункту 1 части статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Статьёй 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Суд первой инстанции установил, что жилые помещения в собственности Ковалева И.И. и членов его семьи Ковалевых В.Б., К.И., П.И. отсутствуют, а также они не являются нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
К выводу о том, что Ковалев И.И., Ковалева В.Б. и их дети являются малоимущими, суд первой инстанции пришёл, проанализировав сведения о доходах Ковалёвых. Между тем, это противоречит статье 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поскольку указанное обстоятельство судом первой инстанции не выяснялось, суд апелляционной инстанции предложил ответчикам представить доказательства того, что они являются малоимущими по определению данной категории граждан, содержащемуся в Жилищном кодексе РФ.
Согласно приказу от " ... " N " ... " Департамента общественных отношений и социальной политики Администрации города Омска, рассмотревшего заявление Ковалевой В.Б. с приложенными необходимыми документами, Ковалева В.Б., Ковалев И.И., Ковалев К.И. и Ковалева П.И. признаны малоимущими. Данный приказ принят в качестве доказательства судом апелляционной инстанции потому, что, как было указано выше, обстоятельства, которые он подтверждает, судом первой инстанции не выяснялись, в то время как согласно статье 13 вводного закона к Жилищному кодексу РФ должны были.
Соответственно, учитывая то, что ответчики были признаны в установленном законом порядке малоимущими, при этом в их собственности или пользовании по договорам социального найма отсутствуют жилые помещения, они согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ имеют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Ковалев И.И. относится к категории лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ и он, а также члены его семьи имеют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ответчики в силу статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении иска является правильным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Выводы суда о пропуске истцом срока исковой давности подлежат исключению из мотивировочной части решения. Спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, договор найма специализированного жилого помещения, на основании которого Ковалев И.И. продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия. Основания для исчисления срока исковой давности с даты увольнения Ковалева И.И., а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда первой инстанции отсутствовали. Истец мог полагать своё право относительно спорного жилого помещения нарушенным с момента отказа ответчиков освободить данное помещение по требованию истца о выселении от " ... ". Соответственно, срок исковой давности, определённый статьями 196, 200 Гражданского кодекса РФ в три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, истцом не пропущен.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.