Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Зубовой Е.А., Синьковской Л.Г.,
при секретаре Груша А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2017 года дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в " ... " Омской области в лице начальника Управления - Ш. на решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования Р. удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ в " ... " Омской области включить в специальный стаж Р., учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях" периоды работы в качестве машиниста (кочегара) котельной с " ... "
Обязать ГУ УПФР РФ в " ... " Омской области назначить Р. досрочную трудовую пенсию по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях", в связи с работой в районах Крайнего Севера с " ... "г.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в " ... " в пользу Р., в счет возмещения судебных расходов связанных с оплатой государственной пошлины, " ... " руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Р. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в " ... " Омской области, указав, что решением от " ... " ему отказано в установлении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 N 40-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа работы не менее 15 лет в районах Крайнего Севера (РКС). При этом в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии не были включены периоды его работы в качестве кочегара котельной на твердом топливе (каменном угле) с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в МБУ "ЦФЭ и ХОУ в сфере образования" в должности машиниста (кочегара) котельной, поскольку в указанные периоды работодателем не проставлялись особые условия труда (код льготы).
Выражая несогласие с отказом пенсионного органа и об исключении из специального стажа периодов работы в качестве кочегара, указал, что с учетом включения вышеуказанных периодов в специальный стаж, имеет право на досрочную страховую пенсию по старости в 55 лет с " ... ".
Впоследствии после изменения исковых требований просил включить в специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в качестве машиниста (кочегара) котельной.
В судебном заседании истец и его представитель В. уточненные исковые требования поддержали, полагали, что работа истца в качестве кочегара в котельной на твердом топливе была незаконно исключена ответчиком из его специального стажа. Указали, что при суммировании данного стажа, относящегося к работе с тяжелыми условиями труда со стажем в РКС продолжительностью " ... ", учтенным ответчиком, общий размер специального стажа истца составит " ... " лет, что в свою очередь, дает ему право на получение досрочной страховой пенсии по достижении 55 лет.
Представитель ГУ УПФ РФ в " ... " П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что при рассмотрении вопроса о праве истца на получение досрочной страховой пенсии по старости было установлено, что у истца имеется " ... " страхового стажа и " ... " специального стажа работы в РКС. В связи с отсутствием в сведениях индивидуального персонифицированного учета, предоставляемых работодателем в УПФ РФ в " ... ", данных об особых условиях труда Р. в качестве кочегара в МБУ "Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования" в периоды с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " и непредоставлением работодателем первичных документов, подтверждающих особые условия труда и специальный режим рабочего времени, данные периоды в специальный стаж истца, как работа с тяжелыми условиями труда, не включены. Таким образом, при наличии у истца специального стажа - " ... " в РКС, право на получение страховой пенсии у него возникает при достижении 55 лет 04 месяцев.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ-УПФ РФ в " ... " Омской области просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права. Отмечает, что периоды работы истца в МБУ "Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования" с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности машиниста (кочегара) котельной не могут быть включены в его специальный стаж, поскольку сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете в данные периоды об особых условиях труда (код льготы) не содержится. Кроме того, работодателем в УПФР в " ... " Омской области не были представлены первичные документы, на основании которых могли бы быть подтверждены особые условия труда и специальный режим работы истца в спорный период.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения суда не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (ч. 2 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях").
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029.
Согласно п. 1 ст. 33 названного закона, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2, 6 части 1 ст. 32 от 28.12.2013 N 400-ФЗ (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из материалов дела, " ... " Р., " ... " г.р., обратился в ГУ - УПФ РФ в " ... " Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в " ... " от " ... " в назначении досрочной страховой пенсии по старости Р. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы не менее 15 лет в РКС. Стаж на соответствующих видах работ на " ... " составил в РКС " ... ", т.е. менее установленной пенсионным законодательством продолжительности. По представленным документам имеется страховой стаж " ... "
При этом периоды работы истца с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в стаж работы на Севере не были включены в связи с отсутствием в архивных справках сведений об "индивидуальной" норме часов работы в учетном периоде.
Также в специальный стаж истца не были включены периоды его работы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности машиниста (кочегара) котельной в МБУ "Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования", так как работодателем в указанные периоды не предоставлялись первичные и иные документы, которыми подтверждается характер работы в особых условиях труда (код льготы), на основании которых работодатель подтверждает особые условия труда и специальный режим работы.
Выражая несогласие с отказом пенсионного фонда в реализации права на трудовую пенсию истец, обращаясь в суд с настоящим иском, просил включить в специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в качестве машиниста (кочегара) котельной.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 30, 32, 33 Федерального закона 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, которым предусмотрена работа в качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), пришел к выводу о том, что заявленные истцом исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Периоды работы в особых условиях труда подтверждаются записями в трудовой книжке, трудовым договором, выданной работодателем справкой, уточняющей особые условия труда, справками об отопительных сезонах и на установленное в котельной при МБДОУ " " ... "" оборудование.
В справке, уточняющей условия труда, указаны основания выдачи: штатное расписание, лицевые счета, устав, книги приказов по личному составу с 2010 по 2015, должностная инструкция.
Также в материалы дела представлены письменные доказательства о характеристиках котла, установленного в котельной - котел типа "КВЖ" - котел водогрейный жаротрубный, работающий на твердом топливе (угле), а также справка об отсутствии в штате зольщиков.
Сведений о том, что в период отопительного сезона Р. не в полном объеме выработано рабочее время, в представленных в суд доказательствах не отражено.
Оценив представленные истцом доказательства, суд включил в специальный стаж истца периоды отопительных сезонов, а также периоды выполнения истцом работ в котельной, связанных с ремонтом котельного оборудования, нахождения в очередных оплачиваемых отпусках.
Соответствующие выводы суда основаны на представленных доказательствах, подробно мотивированы.
Кроме того, при подготовке дела к слушанию в суде апелляционной инстанции представлены дополнительные данные о характеристиках указанного котла, пояснительная записка и топливный баланс, из которого следует, что для котельной при МБДОУ " " ... "" на 2010-2011 отопительный период было закуплено N " ... " тонн угля, на N " ... " тонн угля. Указанные доказательства в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ приняты в качестве дополнительных.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности представленных в подтверждение льготного характера работ доказательств отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периодов работ по ремонту котельного оборудования в межотопительные сезоны также отклоняются судебной коллегией.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, предусматривается, что в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 5 Разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности, ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
При суммировании стажа работы истца в РКС и стажа на соответствующих видах работ, включенного судом, необходимый стаж для назначения пенсии Р. по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" составит более 15 лет, что влечет возникновение правовых оснований для назначения истцу досрочной пенсии, в связи с достижением " ... " возврата N " ... " лет и наличием страхового стажа N " ... " дней и специального стажа более N " ... " лет (при суммировании стажа работы в РКС и стажа на соответствующих видах работ), с " ... ".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности представленных в подтверждение льготного характера работ доказательств отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Доводы жалобы о том, что спорные периоды не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку особые условия труда (код льготы) отсутствуют в сведениях индивидуального персонифицированного учета, не могут повлечь отмену решения.
Отсутствие в сведениях индивидуального персонифицированного учета данных о льготном характере работы в периоды работы истца после его регистрации в системе индивидуального персонифицированного учета не может рассматриваться в качестве законного основания для отказа в зачете спорных периодов, поскольку обязанность представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного пенсионного обеспечения, Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в силу ст. 14 названного Закона возложена на работодателя.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены решения суда и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в " ... " Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.