Судья Краснодарского краевого суда Булат А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО "РН - Туапсинскй НПЗ" по доверенности Беляева Е.В. на решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 06 февраля 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Сочинского отдела по надзору на море, старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления по надзору в сфере природопользования К.Э. . " ... " от 26 октября 2016 года общество с ограниченной ответственностью "РН - Туапсинский нефтеперерабатывающий завод" (далее - ООО "РН - Туапсинский НПЗ") привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 06 февраля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "РН - Туапсинский НПЗ" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ООО "РН - Туапсинский НПЗ" по доверенности Беляев Е.В. просит решение судьи отменить, полагая его незаконным и необоснованным, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно материалам дела, копия решения судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 06 февраля 2017 года получено представителем ООО "РН - Туапсинскй НПЗ" 15 февраля 2017 года, жалоба на указанное решение подана 27 февраля 2017 года, ввиду чего судья краевого суда полагает, что процессуальный срок на подачу жалобы не пропущен.
Согласно с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, которые влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 27 июля 2016 года Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора проведено внеплановое выездное контрольное мероприятие на территории ООО "Туапсинский НПЗ", местом осуществляет деятельности которого является " ... "
В ходе проверки установлено, что на объекте строительства "Воздушная компрессорная, титул 740-10" проведены работы по изъятию нефтесодержащих веществ, проводятся работы по засыпке котлована, образованного от демонтажа пруда N 3, чистым грунтом (начаты работы по рекультивации согласно проекта организации работ по обезвреживанию нефтезагрязненных грунтов и подготовке площадки строительства объекта: "Воздушная компрессорная (тит. 740-10).
При этом дно котлована (грунтовая поверхность) частично загрязнено нефтесодержащими веществами. По результатам анализа отобранных проб предположительно загрязненного нефтепродуктом грунта установлено, что грунт на дне котлована, образованного от демонтажа пруда N 3, общей площадью 11 кв.м, загрязнен нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 9 31 100 01 39 3). Результаты лабораторных исследований грунтов указали на наличие признаков нефтепродуктового загрязнения пород зоны аэрации, практически, по всей площади изысканий. Характер загрязнения грунтов - неоднородный, как в плане, так и по глубине. Средне значение концентрации нефтепродуктов в грунтах составляет 4898 мг/кг. Согласно проекта организации работ 79566035.011 - Р ? 500.210.065-ПОР-01, лист 4 весь массив прилегающего к демонтированным конструкциям нефтезагрязненного грунта, до глубины 3.5 м от поверхности, подлежит замене.
Кроме того, при осмотре установлено, что массив, прилегающий к демонтированным конструкциям пруда N 3, загрязнен нефтесодержащими веществами. В связи с визуальным обнаружением грунта, загрязненного нефтепродуктом ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" был произведен отбор проб предположительно загрязненного нефтепродуктом грунта. По результатам анализа отобранных проб (протокол испытаний проб N 266 от 05.08.2016г) установлено, что грунт в верхней части 1-2 метра от земляной поверхности по склону пруда N 3, загрязнен нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 9 31 100 01 39 3).
Контролирующим органом установлено, что Обществом проведены работы по вывозу на обезвреживание нефтезагрязненных грунтов с объекта строительства "Воздушная компрессорная, титул 740-10", в 2014 год - 20 640 тонн и в 2016 год- 44 177,15 тонн, всего 64 817,15 тонн. Согласно представленной информации на объект строительства "Воздушная компрессорная, титул 740-10", Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея от 26 ноября выдан документ "об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденный приказом Управления N 16-27/2099 от 26 11.2012г., согласно которому на объект строительства "Воздушная компрессорная, титул 740-10" выданы нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в количестве 58458.780 тонн, из них на прочие минеральные отходы, грунт, минеральные вещества, загрязненные нефтью и нефтепродуктами 50% - 58457,1 тонн.
Согласно проекта организации работ на объект строительства "Воздушная компрессорная, титул 740-10" в разделе N 2 "Мероприятия по замещению грунта" объем нефтешлама в прудах дополнительного отстоя составляет 1380 м3, по пункту 3.1.3 вышеуказанного раздела - для очистки шламонакопителя от остатков нефтешлама в чаши ПДО завозится чистый грунт в объеме 9205 м3 и смешивается с остатками нефтешлама в пропорции обеспечивающий содержание нефтепродуктов в грунте менее 15%. Далее полученная нефтегрунтовая смесь в объеме 10585 м3 вывозится на специализированный полигон для окончательного обезвреживания.
Как усматривается из представленной информации ООО "РН-Туапсинский НПЗ", нефтезагрязненный грунт за 2014 - 2016 годы с объекта строительства "Воздушная компрессорная, титул 740-10" вывозился только с чаш прудов дополнительного отстоя, 19393 м3 нефтезагрязненного грунта прилегающий к демонтируемым конструкциям до глубины 3.5 м от поверхности, подлежащей замене согласно проекта организации работ на объект строительства "Воздушная компрессорная, титул 740-10" не вывозился за указанный период.
Согласно проектных решений с чаш прудов дополнительного отстоя должно было вывезено 10585 м3, что составляет около 20641 тонн, а вывезено 64 817,15 тонн. В соответствии с информацией ООО "РН-Туапсинский НПЗ" (N 025-4/2016 -Т от 29.09.2016г) увеличение объемов отходов произошло в результате ошибочного решения на стадии проектирования.
В связи с тем, что демонтированные чаши прудов дополнительного отстоя являлись гидротехническим сооружениями и нарушать их целостность и откачивать жидкую фазу в соседние пруды было нельзя, кроме того, процесс демонтажа останавливать также было нельзя, ООО "РН-Туапсинский НПЗ" было принято решение о вывозе всего объема отходов превышающих утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Ответственным за совершение указанных правонарушений является юридическое ООО "РН - Туапсинский НПЗ".
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Для реализации данных положений закона пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно абзаца 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие, что ООО "РН - Туапсинский НПЗ" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части обращения с отходами производства и потребления.
Приведенные в жалобе представителя ООО "РН - Туапсинский НПЗ" доводы не влекут отмену постановления старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления по надзору в сфере природопользования, поскольку не опровергают содержащихся в обжалуемых актах правильных выводов о наличии в действиях ООО "РН - Туапсинский НПЗ" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "РН - Туапсинский НПЗ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных судебных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление и решение сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
Решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 06 февраля 2017 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда А.В. Булат
к " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.