Судья Краснодарского краевого суда Борс Х.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора " Ф.И.О. "2 на решение судьи Приморского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от " ... " " ... " акционерное общество " " ... "" (далее по тексту - АО " " ... "", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Приморского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора " Ф.И.О. "2 просит об отмене решения судьи, просит решение судьи нижестоящей инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора по доверенности " Ф.И.О. "3 поддержала жалобу в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении.
В письменных возражениях и дополнениях к ним представители АО " " ... "" по доверенностям " Ф.И.О. "4 и " Ф.И.О. "5 просят решение судьи оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе.
В судебном заседании представители АО " " ... "" по доверенностям " Ф.И.О. "5 и " Ф.И.О. "6 поддержали позицию, изложенную в возражениях, просили решение судьи оставить без изменения.
Выслушав представителя административного органа и представителей АО " " ... "", проверив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
На основании части 2 статьи 29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В материалы дела представлена информация о поступлении постановления судьи от " ... " в Черноморо-Азовского морское управление Росприроднадзора " ... ", в связи с чем, поскольку иное не следует из материалов дела, судья краевого суда приходит к выводу о том, что срок на подачу жалобы на решение судьи Приморского районного суда " ... " Краснодарского края при таких обстоятельствах не пропущен.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) в отношении АО " " ... "" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Обществом обязательных требований по предотвращению вреда окружающей среде. В ходе проверки проведена оценка степени выполнения Обществом требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно: в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, использования и охраны водных объектов, земель, в области геологического изучения, рационального использования недр.
В ходе проверки установлено следующее: АО " " ... "", осуществляя в 2015 и 2016 годах деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, обязано было иметь, но не имело согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от " ... " N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; не имело возможности проводить (в т.ч. в 2015 году, 2016 году) такие мероприятия (согласованные с уполномоченным органом) в случае получения прогнозов неблагоприятных метеорологических условий; не проводило мероприятия (согласованные с уполномоченным органом) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.
По результатам проверки составлены акт проверки " ... " от " ... " и протокол " ... " от " ... " об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ.
В силу изложенного, административный орган усмотрел в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, в связи с чем, принял упомянутое постановление.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от " ... " N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий и иных объектов, оказывающих прямое и косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от " ... " N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов - неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам утвержден Приказом Минприроды РФ от " ... " " ... " (зарегистрировано в Минюсте РФ " ... " " ... ").
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Порядка, он предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ (неблагоприятные метеорологические условия).
Согласно положениям пункта 3 Порядка, заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются, в том числе, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, в Краснодарском крае является Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются в составе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Проект ПДВ). Проект ПДВ не согласовывается с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, предусмотренным в пункте 3 статьи 19 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Согласно ст. 31 Федерального закона от " ... " N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отменяя постановление административного органа, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии вины Общества и, как следствие, отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Судья пришел к выводу о том, что на АО " " ... "" не должна быть возложена обязанность по согласованию с министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях. Также судьей указано, что на Морском терминале АО " " ... "" имеется действующий Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработанный в 2014 года, в составе которого имеется Раздел 5 "Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях", что соответствует Приложению А ГОСТа 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, в котором указано, что в состав Проекта нормативов предельно допустимых выбросов входит План регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.
Вместе с тем, судьей районного суда не учтено, что согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов в атмосферный воздух (С.-Пб. 2012), разработанному в соответствии с основными положениями РД52-0.52-85 и "Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта ПДВ для предприятий", М. 1990, введенного в действие письмом Минприроды РФ N 05-12-47/4521 от 29 марта 2012 года в рамках составления Проекта ПДВ разрабатываются мероприятия по регулированию выбросов в период НМУ.
Указанное методическое пособие содержит рекомендации для составления раздела Проекта ПДВ и не является нормативно-правовым актом.
Наличие утвержденного федеральным органом Проекта ПДВ не свидетельствует об исполнении АО " " ... "" пункта 3 статьи 19 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в котором закреплены четкие требования закона, не связанные с Проектами ПДВ. Наличие данных Мероприятий в проекте ПДВ не означает их согласование, поскольку Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и " ... " не является полномочным органом по согласованию указанного документа.
Судья вышестоящей инстанции считает, что судья районного суда не обеспечил всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу частей 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку судьей районного суда указанные выше обстоятельства и положения закона оставлены без внимания, проверки и надлежащей оценки, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от " ... " подлежит отмене, а дело возвращению в районный суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и постановить законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
решил:
жалобу государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора " Ф.И.О. "2 - удовлетворить.
Решение судьи Приморского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Приморский районный суд " ... " Краснодарского края на новое рассмотрение.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.