Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Поповой Е.И.
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.
при секретаре Захаровой О.С.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя СПК "Краснодарский" по доверенности Махненко С.И. и руководителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае Краснова А.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 10 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с заявлением к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Обосновав, свои требования тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 мая 2015 " номер обезличен ", собственником земельного участка с кадастровым номером " номер обезличен ", расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка - почтовый адрес ориентира: " адрес обезличен ", является Российская Федерация. Как следует из справки о содержании правоустанавливающих документов от 19 мая 2015 года " номер обезличен " право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " было зарегистрировано 13 апреля 2015, основанием для регистрации послужили следующие документы: план реорганизации совхоза "Краснодарский" от 17 ноября 1994 года (правообладатель Российская Федерация); государственный акт на право пользования землей от 11 ноября 1985 года; пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Администрация муниципального образования г. Краснодар полагала, что зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает права администрации муниципального образования г. Краснодар. Считала, что наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, противоречит нормам действующего законодательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акта.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных истцами требований.
Представитель третьих лиц Батычко С.В., Шампарова А.А. поддержали заявленные требования истца и просили их удовлетворить.
Представитель СПК "Краснодарский" возражал против заявленных администрацией муниципального образования г. Краснодар требований, просил в иске отказать.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Краснодарскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 10 января 2017 года исковые требования администрации муниципального образования г. Краснодар к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании права отсутствующим удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка - почтовый адрес ориентира: " адрес обезличен ".
Суд указал, что данное решение является основанием для внесения регистрационной записи в ЕГРП о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", также основанием для регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
В апелляционной жалобе представитель СПК "Краснодарский" по доверенности Махненко С.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что спорный земельный участок находится в фактическом пользовании и законном владении СПК "Краснодарский" и в настоящий момент.
В апелляционной жалобе руководитель ТУ Росимущества в Краснодарском крае Краснов А.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе администрации муниципального образования г. Краснодар в исковых требований, указывает, на нарушение норм материального права. Ссылается на то, что спорный земельный участок в силу закона относиться к собственности РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав мнение представителя СПК "Краснодарский" по доверенности Счастливую В.С., поддержавшую доводы жалобы, мнение представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Петросяна Э.С., третье лицо Батычко С.В. и его представителя по доверенности Бондаренко Е.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 мая 2015 года " номер обезличен ", собственником земельного участка с кадастровым номером " номер обезличен ", расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка - почтовый адрес ориентира: " адрес обезличен ", является Российская Федерация.
Как следует из справки о содержании правоустанавливающих документов от 19 мая 2015 года " номер обезличен " право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " было зарегистрировано 13 апреля 2015 года, основанием для регистрации послужили следующие документы: план реорганизации совхоза "Краснодарский" от 17 ноября 1994 года (правообладатель Российская Федерация); государственный акт на право пользования землей от 10 ноября 1985 года; пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании плана реорганизации совхоза "Краснодарский" от 17 ноября 1994 года государственное сельскохозяйственное предприятие Краснодарский плодоводческо-овощеводский совхоз "Краснодарский" относилось к публичной собственности.
Согласно государственному акту на право пользования землей от 10 ноября 1985 года серия " номер обезличен " исполнительным комитетом Краснодарского городского Совета народных депутатов совхозу "Краснодарский" предоставлена в бессрочное и бесплатное пользование земля, площадью - 2499,88 га для сельскохозяйственного использования.
Статья 85 Земельного кодекса РСФСР предусматривала возможность изъятия земельных участков в городах.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РСФСР городские Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, преданных в их ведение решением районного Совета народных депутатов
Согласно пункту 12 статьи 39 Земельного кодекса РСФСР изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд являлось основанием прекращения права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды на основании соответствующего решения местного Совета народных депутатов.
В апелляционной жалобе представитель СПК "Краснодарский" указывает, что спорный земельный участком в соответствии с действующим законодательством не изымался у совхоза, а также указывает на факт владения этим участком и по настоящий день.
Между тем данные доводы жалобы опровергаются материалами дела, из которых следует, что для организации огороднических товариществ во владение Прикубанскому и Советскому райисполкому предоставлен земельный участок площадью 130 га, изъятый у совхоза "Краснодарский" на основании решения Исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 24 августа 1990 года N 445 "О предоставлении земельных участков для коллективного огородничества", решением исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 29 июня 1990 года N 288 "О дальнейшем развитии огородничества в крае", решением исполнительного комитета Советского районного совета народных депутатов " номер обезличен " пр. 24 "О формировании огороднических и садоводческих товариществ и закреплении земельных участков за организациями и предприятиями Советского района".
О степени завершенности процедуры изъятия представляется возможным судить на основании сопоставления площади земельного участка, находящегося в пользовании у совхоза "Краснодарский" в 1989 году (2 466,3 га), подтвержденной Государственным актом, и площади земельного участка, находящегося в пользовании у совхоза "Краснодарский" в 1992 году (1828 га) в соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от 10 ноября 1992 года.
Таким образом, подтверждается факт изъятия у совхоза земельного участка площадью 130 га и по состоянию на 1992 год площадь земельного участка, находящегося в пользовании СПК "Краснодарский" составила 1828 га.
Представитель ТУ Росимущества в апелляционной жалобе указывает, что истец не доказал, что именно спорный земельный участок вошел в массив изъятых в 1990 году земель.
Однако в приложении N2 к решению исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 24 августа 1990 года N445 "О предоставлении земельных участков для коллективного огородничества" достаточно полно описывается месторасположение изымаемого у совхоза "Краснодарский" земельного участка площадью 130 га и, исходя из приложения в виде схемы к Госакту от 10 ноября 1985 года прослеживается, что земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " входил в состав изъятых земель.
Согласно проекту внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Краснодарский" земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", расположенный по адресу: " адрес обезличен ", входил в состав 130 га, изъятых у совхоза "Краснодарский" в 1990 году.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 (в редакции на момент формирования спорного земельного участка) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 35 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N532-K3 (в редакции действующей на момент формирования земельного участка) "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления муниципального образования город Краснодар, если иное не установлено указанным Законом, распоряжается земельными участками, находящимися в государственной собственности, в том числе земельными участками для строительства и эксплуатации объектов жилищного фонда.
Администрацией муниципального образования г. Краснодар сформирован земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен "
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 16 октября 2014 года N 7520 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " адрес обезличен "" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " адрес обезличен ".
Заказчиком по формированию спорного земельного участка являлось муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Управление земельных отношений", что подтверждается копией межевого плана.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ред. от 08.03.2015) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что из документов, послуживших основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", не усматривается, что спорный земельный участок сформирован из земель, предоставленных совхозу "Краснодарский" по государственному акту на право пользования землей от 10 ноября 1985 серия " номер обезличен ", с учетом последующих изъятий.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно не применил положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ред. от 08.03.2015), согласно которой спорный земельный участок относится к федеральному уровню собственности.
А руководствовался пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 (ред. от 08.03.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Кроме того, судом первой инстанции в ходе выездного судебного заседания, установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым номером " номер обезличен " имеются земельные участки, огражденные легкой конструкцией из деревянных балок, земля обработана, сорняков нет, растет трава, одинокие деревья, имеются временные деревянные конструкции в виде подсобных помещений. Привлеченные в суд первой инстанции в качестве третьих лиц, Батычков С.В. и Шампаров А.А. подтвердили, что пользуются частью спорного земельного участка для ведения огородничества.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исключительным правом на распоряжение спорным земельным участком обладает администрация муниципального образования г. Краснодар.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке
В апелляционной жалобе представитель СПК "Краснодарский" указывает, что администрация муниципального образования г. Краснодар избрала ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Однако с данным доводом жалобы нельзя согласиться, поскольку согласно пункту 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В случаях, когда запись в ЕГРП на недвижимое имущество нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Судом первой инстанции установлено, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие на каком -либо праве РФ, СПК "Краснодарский", иным лицам, земельным участком ТУ Росимущество не распоряжалось, по прямому назначению в соответствии с разрешенным видом использования земельный участок не используется, в материалах дела отсутствуют доказательства факта владения земельным участком и по настоящее время.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: " адрес обезличен ", противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требовании администрации муниципального образования г. Краснодар.
Другие доводы жалоб, не могут быть приняты во внимание, поскольку уже являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 10 января 2017 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.