судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего судьи Ефименко Е.В.
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Песецкой С.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Лысенко А.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 31 января 2017 года,
Установила:
" ... " обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара в интересах несовершеннолетнего " ... " с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обеспечении лекарственными средствами пожизненно.
Заявленные требования мотивировала тем, что несовершеннолетний " ... " " ... " года рождения, имеет группу инвалидности - "ребенок-инвалид", диагноз - " ... ". 01.05.2015 года Мальцеву Е.А. в связи с необратимостью основного заболевания и наличием донорской трупной почки совместимой по группе крови, больному выполнена аллотрансплантация трупной почки слева.
Консилиум ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава РФ дал заключение о том, что единственным патогеническим лечением нефропатического цистиноза является препарат " ... "/, не зарегистрированный на территории РФ.
Как указано в иске, Министерством здравоохранения Краснодарского края отказано матери несовершеннолетнего " ... " " ... " в обеспечении ее ребенка указанным препаратом.
Просит суд обязать министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить " ... ", " ... " года рождения, по медицинским показаниям пожизненно необходимыми лекарственными средствами " ... "/ / " ... " по " ... " " ... " на день и " ... "/ /капли/ из расчета " ... " капля " ... " раз в день в объеме " ... " флаконов в год таблетки пожизненно и " ... " капель пожизненно. Решение суда обратить к немедленному исполнению. Взыскать с министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу " ... " расходы по оплате услуг нотариуса в сумме " ... " рублей, расходы на оплату услуг представителя " ... "/ рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции, представитель истицы - Колесникова О.В., заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края ЛысенкоА.А. против удовлетворения иска возражал, просил отказать в удовлетворении, по основаниям, изложенным в возражении.
" ... "., представители Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 31 января 2017 года исковые требования " ... " удовлетворены частично. Суд обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить " ... "., " ... " года рождения, по медицинским показаниям пожизненно необходимыми лекарственными средствами " ... "/ /таблетки/ по " ... " и " ... " мг на день и " ... "/ /капли/ из расчета " ... " капля " ... " раз в день в объеме " ... " в год таблетки пожизненно и " ... " капель пожизненно, за счет средств благотворительных организаций. В удовлетворении требований об обращении решения к немедленному исполнению отказано.
Не согласившись с данным решением, представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение Первомайского районного суда от 31 января 2017 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции " ... " и ее представитель Колесникова О.В., извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения жалобы, не явились.
С учетом наличия надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края ЛысенкоА.А., полагавшего необходимым отменить решение, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Первомайского районного суда.
Как усматривается из материалов дела, несовершеннолетний " ... " имеет группу инвалидности - "ребенок- инвалид". Данный факт подтверждается заключением консилиума врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава РФ от " ... " года, справкой МСЭ-2011 N " ... ", диагноз - " ... ". Инвалидность установлена сроком до " ... ".
01.05.2015 года " ... " в связи с необратимостью основного заболевания и наличием донорской трупной почки совместимой по группе крови, больному выполнена аллотрансплантация трупной почки слева.
В раннем послеоперационном периоде " ... " проконсультирован офтальмологом: в роговице отложения кристаллов цистина и поставлен диагноз нефропатического цистиноза.
Как следует из заключения консилиума ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава РФ, в связи с тяжелым состоянием по жизненным показаниям ребенку необходим препарат " ... "/ и глазные капли " ... ", которые также не зарегистрированы в России.
Однако, Министерством здравоохранения Краснодарского края отказано законному представителю несовершеннолетнего " ... ". - " ... ". в бесплатном обеспечении указанным лекарственным препаратом. Отказывая в обеспечении лекарственными средствами, Министерство указало причиной то, что в лекарственном обеспечении препаратом " ... "/ отказано по мотивам отсутствия в законодательстве процедуры закупки не зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, рекомендовано обратиться в благотворительный фонд.
Вместе с тем, исходя из имеющихся в материалах дела сведений, усматривается, что в настоящее время по " ... ". " ... ". обеспечен препаратом Цистеамин и МБУЗ "Кореновская центральная районная больница" готовит пакет документов в министерство здравоохранения Краснодарского края для получения разрешения на ввоз этого же препарата на территорию Российской Федерации и приобретения его за счет средств благотворительной организации.
Так же, " ... " получены в 2016 году препараты " ... " и " ... " по федеральной и территориальной программам льготного лекарственного обеспечения на сумму " ... " руб. и " ... " руб.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплена гарантия каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статьей 38 Конституции РФ предусматривается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство обеспечивает гражданам охрану здоровья, приоритет охраны здоровья детей.
Исходя из Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года N 17-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьями 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача /фельдшера/ необходимыми лекарственными средствами.
Кроме того, к полномочиям Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" предусмотрено, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 года N 323-ФЗ, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний /по жизненным показаниям/ по решению врачебной комиссии.
Частью 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охран здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Согласно ч. 2 ст. 83 вышеназванного Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи /в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования/.
Кроме того, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 года N 676-0- П, правовое регулирование оборота лекарственных средств на территории Российской Федерации рассчитано на удовлетворение массовой потребности в лекарственных средствах, не содержит механизма приобретения и правомерного использования лицами, страдающими редкими заболеваниями, необходимых для их лечения препаратов, которые не производятся в Российской Федерации и не прошли государственную регистрацию.
Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 г. N 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям" в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В нормативных правовых актах не содержится запрета предоставления лекарственного препарата, не предусмотренного перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, согласна с выводами суда первой инстанции о необходимости в обеспечении несовершеннолетнего лекарственным препаратом по медицинским показаниям, в необходимом объеме и в полном соответствии с рекомендациями лечащего врача.
Так же, суд первой инстанции обосновано отказал истцу об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку согласно информации МБУЗ "Кореновская центральная районная больница" " ... " обеспечен препаратом " " ... " в количестве " ... " упаковок до апреля 2017 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку, лекарственные препараты не зарегистрированы в Российской Федерации и не включены в Государственный реестр лекарственных средств, не основаны на законе.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований предполагать о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28апреля 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 31 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Лысенко А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 26.04.2017 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.