Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пшеничниковой С.В.
судей Заливадней Е.К, Гончаровой С.Ю.
при секретаре Миловой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску " Ф.И.О. "9 к Центру социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края г. Краснодар о признании незаконным отказа в продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца;
по апелляционной жалобе представителя " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "7 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Пшеничниковой С.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "1 обратился в суд с иском к Центру социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края г. Краснодар о признании незаконным отказ в продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, лицу в возрасте от 18 до 23 лет, обучающему в иностранном учебном заведении, и обязании к выплате пенсии с 01 марта 2016 года в размере " ... " с учетом индексации, если таковая была.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 декабря 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель " Ф.И.О. "1 ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с существенным нарушением норм материального права.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "7 просит решение отменить по доводам жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда. Доказательств уважительности не явки не представили.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Судом по делу установлено, что " Ф.И.О. "1, 1995 года рождения, является сыном умершего военного пенсионера " Ф.И.О. "2.
В связи с этим, истцу, начиная с 05 августа 2010 года, назначена и выплачивалась пенсия по потере кормильца.
В дальнейшем после окончания школы и поступления в Кубанский медицинский институт на очное отделение в 2013 году ему продолжали выплату пенсии.
В январе 2016 года " Ф.И.О. "1 был отчислен из Кубанского медицинского института, поскольку с 01 февраля 2016 года был зачислен на 1 курс института Сиднея в Австралии, кампус Алтимо, на очную форму обучения, в связи с чем, с 01 марта 2016 года выплата пенсии прекращена.
Согласно выписке о зачислении от 18 февраля 2016 года, " Ф.И.О. "1 является студентом очной формы обучения и проходит обучение на коммерческой основе и внесен в списки на получении диплома инженера (медицинские исследования патологических заболеваний) курс N S19419 в TAFE NSW- институт Сиднея, кампус Алтимо.
Как видно из дела, 11 мая 2016 года представитель истца " Ф.И.О. "7, действующая от имени " Ф.И.О. "1, обратилась с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, предоставив необходимые документы, но письмом Военного комиссариата Краснодарского края за N 5/10/5088 от 26.05.2016 года " Ф.И.О. "1 было отказано в назначении и выплате пенсии по случаю потери кормильца на основании п.2 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, на основании объяснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных документов, пришел к обоснованному выводу о том, что " Ф.И.О. "1 не относится к категории нетрудоспособных лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения по очной форме в иностранных образовательных учреждениях.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается в связи со следующим.
Так, в соответствии со ст. 50 Федерального Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В силу ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении, в том числе дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, в том числе дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с положениями ч,1 ст. 10, Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 указанной нормы законодательства предусмотрено, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений нормативных актов совершеннолетние дети умершего (погибшего) кормильца, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца только в том случае, если они были направлены на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора, заключенного в соответствии с международным договором Российской Федерации, и это подтверждается справкой, выданной российским образовательным учреждением.
В случае, когда на обучение в иностранное учебное заведение лицо поступило самостоятельно, то есть без направления на учебу, то по достижению 18 лет они утрачивают право на получение данной пенсии.
Установив, что " Ф.И.О. "1 обучается в иностранном образовательном учреждении на очной форме обучения самостоятельно без направления на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора, заключенного в соответствии с международным договором РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что " Ф.И.О. "1 не относится к категории нетрудоспособных лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения по очной форме в иностранных образовательных учреждениях и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а содержат в себе неверное толкование правовых норм, в связи с чем, эти доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решение, при рассмотрении настоящего дела не допущено. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 декабря 2016 года по делу по иску " Ф.И.О. "1 к Центру социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края г. Краснодар о признании незаконным отказа в продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Яско О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.