Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Смирнова Е.А.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре " Ф.И.О. "8
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования Гулькевичского района по доверенности " Ф.И.О. "9 на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 16 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "3 обратилась в суд с иском к ответчику и просила признать незаконным постановление Администрации муниципального образования " ... " от " ... " " ... " "О снятии " Ф.И.О. "3 с учета граждан, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "Ветераны Великой Отечественной войны"; обязать Администрацию МО " ... " принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Ветераны Великой Отечественной войны".
Исковые требования обоснованны тем, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования " ... " от " ... " " ... " истец была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "Ветераны Великой Отечественной войны". Своего жилья в собственности истец не имеет и вынуждена проживать у своих родственников, по адресу: " ... ". Она как вдова ветерана Великой Отечественной Войны имеет право на льготы, установленные на основании статьи 21 Федерального закона от " ... " N 5-ФЗ "О ветеранах". Ей сообщали, что полагающуюся выплату в соответствии с действующим законодательством на приобретение жилья, она получит в течение примерно шести месяцев и к " ... " сможет приобрести жилье. Она продолжала жить со своей внучкой и её семьёй (супругом и маленьким сыном). " ... " квартиры, в которой они все проживают, составляет 38,7 кв.м. (менее 10 кв.м. - учетной нормы). В конце февраля 2016 года ей поступило информационное письмо из Управления социальной защиты населения по " ... ", в котором было указано, что министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края она включена в список граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в учетных делах которых отсутствуют документы, подтверждающие правомерность принятия их на учет. В целях устранения замечаний в учетном деле ей было рекомендовано обратиться в администрацию муниципального образования " ... ". В июне 2016 года она попросила разъяснить, какие еще документы необходимо представить. Ей поступило информационное письмо с указанием перечня документов. Документы нужно было взять в учреждениях, находящихся в другом регионе Российской Федерации ( " ... "), а также представить техническую документацию на жилые помещения (квартиры), собственником которых она не является, в связи с чем ею " ... " в адрес администрации МО " ... " направлено письмо о невозможности предоставления испрашиваемых документов. По причине не предоставления документов постановлением от " ... " администрации МО " ... " она была снята с учета граждан, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "Ветераны Великой Отечественной войны". Считает, что указанное постановление нарушает ее права на улучшение жилищных условий, регламентированные п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от " ... " N 5-ФЗ "О ветеранах". По истечении года с момента постановки ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятия с учета, ситуация жилищным вопросом стала только хуже. На всех проживающих в указанной квартире не хватает положенной площади жилого помещения, она является старым и больным человеком, который является обузой для молодой семьи, ее внучка беременна и ожидает рождения второго ребенка. В ближайшее время она будет вынуждена искать другое жилье, так как жить впятером в маленькой малогабаритной квартире будет невозможно.
В судебном заседании истец " Ф.И.О. "3 поддержала свои требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации МО " ... " " Ф.И.О. "9 требования " Ф.И.О. "3 не признала, просила в удовлетворении требований отказать, пояснила суду, что истец обратилась в администрацию муниципального образования " ... " с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "Ветераны Великой Отечественной войны". Она имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона от " ... " N 5-ФЗ "О ветеранах". " Ф.И.О. "3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: " ... ", в качестве члена семьи собственника. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ее внукам. Квартира общей площадью 38,7 кв.м. состоит из двух жилых комнат суммарной площадью 25,5 кв.м. По указанному адресу зарегистрированы по месту жительства 4 человека. С учетом всех зарегистрированных по месту жительства по указанному адресу на одного члена семьи приходится по 9,7 кв.м. общей (площади жилого помещения (менее 10 кв.м. - учетной нормы). Постановлением администрации муниципального образования " ... " от " ... " " ... " " Ф.И.О. "3 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "Ветераны Великой Отечественной войны". При проверке материалов учетного дела министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края были сделаны замечания об отсутствии документов, подтверждающих нуждаемость истца в течение последних 5 лет, и указано на необходимость предоставления недостающих документов. " ... " истца уведомили, что она включена в список граждан, в учетных делах которых отсутствуют документы, подтверждающие правомерности принятия их на учет. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Для определения нуждаемости по вышеуказанным адресам " Ф.И.О. "3 было направлено уведомление с предложением предоставить недостающие учетные документы. Прежнее место регистрации по месту жительства " Ф.И.О. "3 за период с " ... " по " ... " - " ... ". Вышеуказанное жилое помещение в период с " ... " по " ... " принадлежало на праве собственности " Ф.И.О. "2. Прежнее место регистрации по месту жительства " Ф.И.О. "3 за период с " ... " по " ... ": " ... ". Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от " ... " " ... ", выданному территориальным отделом " ... " филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация по вышеуказанному жилому дому. В заявлении от " ... " " Ф.И.О. "3 пояснила, что указанные в уведомлении недостающие учетные документы предоставить ею не представляется возможным. На основании изложенного, учитывая требования статьи 53, пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 13 Закона Краснодарского края от " ... " " ... " "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" администрацией муниципального образования " ... " принято постановление администрации муниципального образования " ... " от " ... " " ... " "О снятии " Ф.И.О. "3 с учета граждан, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории.
Решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от " ... " удовлетворены исковые требования " Ф.И.О. "3
Признано незаконным постановление администрации Муниципального образования " ... " " ... " от " ... " "О снятии " Ф.И.О. "3 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "Ветераны Великой Отечественной войны".
Суд признал вдову ветерана Великой Отечественной войны " Ф.И.О. "3, " ... " года рождения, нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.1 ч,1 ст.51 ЖК РФ, Указом Президента Российской Федерации от " ... " " ... " "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом N 5-ФЗ от " ... " "О ветеранах".
Суд обязал Администрацию муниципального образования " ... " включить " Ф.И.О. "3 в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от " ... " " ... " "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом N 5-ФЗ от " ... " "О ветеранах".
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "9 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя " Ф.И.О. "3 по доверенности " Ф.И.О. "5, просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
" Ф.И.О. "3, " ... " года рождения согласно удостоверению серии В " ... ", выданному " ... " УСЗН в " ... ", является вдовой умершего " ... " ветерана Великой Отечественной войны " Ф.И.О. "4.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах" имеют право на льготы, предусмотренные федеральным законодательством - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами ceмей нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договорам социального найма в порядке очередности малоимущим гражданам или иным, определенным законом, категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что " Ф.И.О. "3, " ... " года рождения, проживает и зарегистрирована по адресу: " ... ", в качестве члена семьи собственника. Указанное жилое помещение принадлежит на праве oбщей долевой собственности ее внукам - " Ф.И.О. "14 (до брака - " Ф.И.О. "13 (1/2 доли) и " Ф.И.О. "5 (1/2 доли), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии " ... " и " ... ", выданными " ... " филиалом " ... "вого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по " ... ", соответственно. Квартира общей площадью 38,7 кв.м состоит из двух жилых комнат суммарной площадью 25,5 кв.м.
" ... " " Ф.И.О. "3 обратилась в администрацию МО " ... " с заявлением о принятии ее на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, по категории "Ветераны Великой Отечественной войны".
По результатам рассмотрения заявления " Ф.И.О. "3, руководствуясь
пунктом 3 части 1 статьи 51, статьей 52 Жилищного кодекса Российской
Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 13, пунктом 1 статьи 23.2 Федерального
закона от " ... " N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Краснодарского края от " ... " " ... " "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях", статьями 2, 5, 6, 9 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", Постановлением администрации Муниципального образования " ... " " ... " от " ... " " Ф.И.О. "3 принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории "Ветераны Великой Отечественной войны".
" ... " Управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в " ... " уведомило " Ф.И.О. "3 о том, что она включена в список граждан из числа " Ф.И.О. "1 войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников " Ф.И.О. "1 войны.
Администрацией МО " ... " " ... " истцу направлено уведомление о необходимости предоставления недостающих документов, подтверждающих нуждаемость " Ф.И.О. "3 в жилом помещении в период проживания с " ... " по " ... " по адресу: " ... " (правоустанавливающие документы, выписку из лицевого счета, технический паспорт); в период проживания с " ... " по " ... " по адресу: " ... " (правоустанавливающие документы, выписку из лицевого счета, технический паспорт, постановление администрации " ... " об установлении учетной нормы жилья). Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от " ... " " ... ", выданному территориальным отделом " ... " филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация по вышеуказанному жилому дому.
" Ф.И.О. "3 заявлением от " ... " уведомила администрацию МО " ... " о невозможности предоставления указанных документов, так как их необходимо получать в другом регионе РФ, собственником указанных помещений она не является.
Постановлением Администрации МО " ... " " ... " от " ... " " Ф.И.О. "3 снята с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, по категории " " Ф.И.О. "1 войны" в связи с не предоставлением недостающих документов.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации статьей 9 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качеств нуждающихся в жилых помещениях" граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилы помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от " ... "г. N 258-O-O, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что " Ф.И.О. "3 в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления о постановке на учет, совершала умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Суд приходит к выводу, что предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для отказа не имеется, поскольку " Ф.И.О. "3 не совершала за пять лет, предшествовавших подаче заявления, действий по ухудшению жилищных условий, признана нуждающимся в жилых помещениях в связи с тем, что проживает в жилом помещении с площадью менее учетной нормы, указанное основание не утрачено, а потому оспариваемое постановление следует признать незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 16 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования Гулькевичского района по доверенности " Ф.И.О. "9 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.