Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "11
судей " Ф.И.О. "10, Кривцова А.С.
по докладу судьи краевого суда " Ф.И.О. "10
при секретаре " Ф.И.О. "5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "9, на решение Геленджикского городского суда от " ... ", по исковому заявлению " Ф.И.О. "9 к ФСБ России о понуждении к заключению договора социального найма.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "9 обратился в суд с иском к Федеральной службе безопасности Российской Федерации (ФСБ России) о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения - квартиры (комнаты) " ... " жилого дома " ... " по " ... " в " ... ".
В обоснование заявленных требований указал, что он проживает в вышеуказанном жилом помещении с апреля " Ф.И.О. "13 г ... Жилое помещение было предоставлено ему и членам его семьи на основании распоряжения начальника отдела кадров войсковой части " ... " от " ... ". Правоотношения между ним и ответчиком по своей юридической природе фактически соответствуют договору социального найма, однако ответчик отказывается заключить с ним письменный договор социального найма жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, просила обязать ответчика заключить с " Ф.И.О. "9 договор социального найма жилого помещения.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что истец в органах Федеральной службы безопасности службу не проходил, жилое помещение ему в установленном порядке жилищной комиссией не предоставлялось, ордер не выдавался, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истец ни в органе местного самоуправления, ни в органах Федеральной службы безопасности не состоял. Решением Геленджикского горсуда от " ... ", вступившим в законную силу, истец выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении требований " Ф.И.О. "9 отказано.
В апелляционной жалобе представитель " Ф.И.О. "9 просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное и удовлетворить заявленные им требования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСБ России по доверенности " Ф.И.О. "6 просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. " Ф.И.О. "9 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом уведомлением Почты России полученным " ... ", согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ФСБ России по доверенности " Ф.И.О. "6, судебная коллегия полагает решение Геленджикского городского суда от " ... " законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно копий свидетельств о государственной регистрации права от 21.10.2014г. и от " ... " жилой дом " ... " по " ... " в " ... " находится в собственности Российской Федерации и передан в оперативное управление " Ф.И.О. "14.
В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от " ... " N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.51 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из положений вышеуказанных норма закона следует, что для заключения договора социального найма гражданин должен быть признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в отношении его должно быть принято решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Истец нуждающимся в жилом помещении не был признан, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования в отношении его не принималось.
Справка от " ... " о том, что прапорщик " Ф.И.О. "9 состоит на действительной военной службе в войсковой части 2156 " ... ", подписанная начальником отдела кадров войсковой части " ... ", не является решением о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с положениями статьи 28 ЖК РСФСР предоставлению гражданину в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда предшествует принятие его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пунктом 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением СМ РСФСР от " ... " " ... ", обязательным условием для принятия на учет граждан (по месту их жительства либо по месту работы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений, является постоянное проживание с пропиской по месту жительства в данном населенном пункте (в редакции, действовавшей в период прохождения военной службы " Ф.И.О. "7) (приложение " ... ").
В силу статьи 47 ЖК РСФСР, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского " Ф.И.О. "1 народных депутатов о предоставлении жилого помещения.
Таким образом, обязательными условиями для вселения военнослужащего в жилое помещение являлись: принятие его на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (при условии соответствия критериям нуждаемости и наличия постоянной прописки в соответствующем населенном пункте); наличие ордера на вселение в конкретное жилое помещение.
Вместе с этим, согласно представленным в судебное заседание документальным материалам, " Ф.И.О. "9 с заявлением в администрацию " ... " о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обращался, ордера на вселение в занимаемое им жилое помещение не получал, а регистрация его при воинской части произведена " ... ", после исключения личного состава ( " ... ") и утраты статуса военнослужащего. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии законных оснований для вселения " Ф.И.О. "8 в жилое помещение.
Истец применяет аналогию закона об основаниях для заключения договора социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает, что данная аналогия закона к возникшим отношениям не применима, так как помещение находится в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, находящимся в оперативном управлении ФСБ России, и в ведение органов местного самоуправления не передавалось (приложение " ... ").
Истец утверждает, ссылаясь на положения статьи 15 Федерального закона от " ... " N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", что был вселен в занимаемое им жилое помещение при выслуге более 5 лет, а при увольнении имел право на обеспечение жилым помещением за счет средств государства.
Однако, согласно исковому заявлению, " Ф.И.О. "9 констатирует, что был вселен в занимаемое им помещение в 1986 году, при этом дата поступления на военную службу - " ... ". Таким образом, на дату вселения (с его слов) в жилое помещение он не достиг общей продолжительности военной службы 5 лет.
Положениями статьи 1 и 2 Федерального закона от " ... " N Э42-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", установлены категории граждан, уволенных с военной службы и обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. В частности, применительно к рассматриваемому спору, к ним относятся: граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и которые до " ... " были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из архивной справки Центрального пограничного архива ФСБ России, " Ф.И.О. "9 был уволен в запас по пункту "ж" статьи 46 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами
Вооруженных Сил " Ф.И.О. "2 (утв. Постановлением Совмина " Ф.И.О. "2 от " ... " " ... ") (за проступки, дискредитирующие звание военнослужащего) при общей продолжительности военной службы 5 лет 02 месяца 06 дней (приложение " ... ").
Согласно письму администрации муниципального образования город- курорт Геленджик, " Ф.И.О. "9 на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации муниципального образования город- курорт Геленджик не состоит и с заявлением и документами по данному вопросу в установленном порядке не обращался (приложение " ... ").
В связи с тем, что " Ф.И.О. "9 был уволен с военной службы досрочно при общей продолжительности военной службы 5 лет 02 месяца 06 дней, до " ... " на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении не состоял, права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета по данному основанию он не приобрел. Граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством " Ф.И.О. "2 и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 77 Закона " Ф.И.О. "2 от " ... " " ... "-VII "О всеобщей воинской обязанности", обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, производилось исполнительными комитетами местных " Ф.И.О. "1 народных депутатов в порядке, устанавливаемом " Ф.И.О. "1.
Пунктом 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением СМ " Ф.И.О. "2 от " ... " " ... " (далее - Положение), действовавшего на момент увольнения истца со службы, предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных " Ф.И.О. "1 народных депутатов наравне с другими гражданами.
В пункте 19 Положения закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных " Ф.И.О. "1 народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности " Ф.И.О. "2 и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. Обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
В связи с тем, что " Ф.И.О. "9 был уволен с военной службы досрочно в звании прапорщика, находился на действительной военной службе менее 20 календарных лет, права на обеспечение жилым помещением по законодательству " Ф.И.О. "2 за счет средств государственных средств он не приобрел.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от " ... ", оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от " ... ", были удовлетворены исковые требования ФСБ России о выселении " Ф.И.О. "8 из занимаемого им жилого помещения по адресу " ... ", помещение " ... ", без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение Геленджикского городского суда от " ... ", которым в удовлетворении исковых требований " Ф.И.О. "9 к ФСБ России о понуждении к заключению договора социального найма отказано, вынесено законно и обосновано.
Суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Геленджикского городского суда от " ... " - оставить без изменения, апелляционную жалобу " Ф.И.О. "9 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено " ... ".
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
" Ф.И.О. "15
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.