Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "15
судей " Ф.И.О. "14, Кривцова А.С.
по докладу судьи краевого суда " Ф.И.О. "14
при секретаре " Ф.И.О. "3
с участием прокурора " Ф.И.О. "4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "13 на решение Ленинградского районного суда от " ... " по делу по иску " Ф.И.О. "13 к ОМВД России по " ... " Краснодарского края о признании незаконным отказа в приеме на службу, понуждении принять на работу,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "13 обратился к ОМВД России по " ... " Краснодарского края о признании незаконным отказа в приеме на службу, понуждении принять на службу.
В обоснование своего иска указал, что с " ... " по " ... " он проходил службу в Региональном управлении ФСКН России по Краснодарскому краю. На момент увольнения находился в звании майора полиции на должности старшего оперуполномоченного Ленинградского МРО Регионального Управления ФСКН России по Краснодарскому краю.
Указом Президента Российской Федерации от " ... " " ... " "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ " ... ") Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков упразднена.
В соответствии п.п. "б" п. 4 Указа " ... ": "сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации ... ".
В мая 2016 года истцом поданы рапорты на имя начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю генерал-лейтенанта полиции " Ф.И.О. "5 о том, что он желает проходить службу в отделе МВД по " ... " в должности начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков, а также на имя начальника отдела МВД по " ... " полковника полиции " Ф.И.О. "6 о том, что он желает проходить службу в отделе МВД по " ... " в должности оперуполномоченного отдела по контролю за оборотом наркотиков, в порядке перевода, в соответствии с п.п. "б" п. 4 Указа Президента РФ от " ... " " ... ".
" ... " Приказом " ... " л/с от " ... " истец был уволен со службы, исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля на основании п.п. 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В июне 2016 года истец прошел согласование на должность начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков отдела МВД по " ... " с начальником Главного Управления по контролю за оборотом наркотиков " Ф.И.О. "7, заместителем начальника полиции по оперативной работе " Ф.И.О. "8, а также с заместителем начальника УРЛС " Ф.И.О. "9, каждый из которых был согласен с его кандидатурой на должность.
В конце июня " Ф.И.О. "16 года от кадровых работников отдела МВД по " ... " истец получил устный отказ о назначении на предложенную должность в связи с тем, что не рекомендован к прохождению службы в органах МВД России.
В июле 2016 года начальник УРЛС отдела МВД по " ... " сообщил истцу, что по материалам проверки ОРЧ СБ ГУМВД по Краснодарскому краю он не рекомендован к прохождению службы в отделе МВД по " ... " в должности оперуполномоченного отдела по контролю за оборотом наркотиков. В связи с чем, ему было предложено подать рапорт на должность участкового уполномоченного отдела МВД по " ... ", что им и было сделано.
" ... " начальник УРЛС отдела МВД по " ... " сообщил истцу, что по материалам проверки ОРЧ СБ ГУМВД по Краснодарскому краю он не рекомендован к прохождению службы в отделе МВД по " ... " в должности участкового уполномоченного.
В связи с чем, истцу было предложено подать рапорт на должность полицейского отдела МВД по " ... ", что он и сделал.
Однако, по прошествии почти трёх месяцев, " ... " истец получил уведомление (исх. " ... " от " ... ") в котором сообщалось, что по результатам проведенной специальной проверки, ему в приеме на службу отказано, без объяснения причины отказа.
Данное решение, по мнению истца, противоречит п.п. "б" п. 4 Указа Президента Российской Федерации от " ... " " ... " "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", согласно которого "сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации ... ".
Истец считает отказ в приеме на службу в органы внутренних дел незаконным и необоснованным, так как он изъявил желание проходить дальнейшую службу в органах внутренних дел и каких-либо ограничений для прохождения службы не имеет. Просит признать решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, незаконным. Обязать Отдел МВД России по " ... " принять его на должность, соответствующую его уровню образования, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам.
В дальнейшем истец уточнил ранее заявленные исковые требования, ссылаясь на то, что в соответствии с Указом Президента РФ " ... " от 07.07. 2016 года установлена предельная штатная численность органов внутренних дел РФ, после чего начались назначения на должности сотрудников упраздненной ФСКН России в органы внутренних дел МВД России. Он считает, что его права, а именно назначение на должность сотрудника ОВД по " ... ", нарушены с момента вступления Указа Президента " ... " в силу, т.е. с " ... ". Он просит обязать отдел МВД России по " ... " принять его на должность, соответствующую его уровню образования, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам с " ... ".
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОМВД РФ по " ... " " Ф.И.О. "10 уточненные исковые требования истца не признала, просила в удовлетворении уточненных требований истца отказать, в связи с тем, что согласно сообщения ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... " " ... "к " Ф.И.О. "13 не рекомендован к назначению на должность участкового уполномоченного полиции ОМВД России по " ... ". На основании данного сообщения начальником отдела МВД России по " ... " принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, о чем истцу направлено соответствующее уведомление от " ... " " ... ".
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ГУ МВД России по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "11 исковые требования истца не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что истец действительно с " ... " по " ... " проходил службу в Региональном управлении ФСКН России по Краснодарскому краю, а именно в Ленинградском межрайонном отделе Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Краснодарскому краю в должности старшего оперуполномоченного. Приказом и.о. начальника РУ ФСКН России по Краснодарскому краю от " ... " " ... " л/с был уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган, и исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля " ... " года
В соответствии с Указом Президента РФ от " ... " " ... " "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков упразднена, а ее функции переданы в Министерство внутренних дел России.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Указа Президента РФ от " ... " " ... " штатная численность упраздняемой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков передана Министерству внутренних дел РФ.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от " ... " " ... " сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
" Ф.И.О. "13 подал рапорт в отдел МВД России по " ... " о рассмотрении его в качестве кандидата на должность участкового уполномоченного полиции по делам несовершеннолетних ОМВД России по " ... ". В связи с чем ОРЧ (СБ) ГУ МВД России в установленном порядке проведены соответствующие проверочные мероприятия. Согласно сообщения ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... " " Ф.И.О. "13 не рекомендован к назначению на должность участкового уполномоченного полиции ОМВД России по " ... ". С учетом этого, начальником отдела МВД России по " ... " принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, о чем истцу направлено соответствующее уведомление от " ... " " ... ".
Согласно информации, предоставленной ОМВД России по " ... ", каких - либо обращений, рапортов от истца о рассмотрении его в качестве кандидата на какие - либо должности не поступало.
Мнение истца о том, что перевод из органов наркоконтроля в органы внутренних дел РФ на основании п.4 Указа Президента РФ от " ... " " ... " "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" является безусловным и обязательным, является ошибочным. Просила в удовлетворении уточненных исковых требований " Ф.И.О. "13 отказать.
Обжалуемым решением суда в иске отказано.
В апелляционной жалобе " Ф.И.О. "13 просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции " Ф.И.О. "13 поддержал доводы жалобы, представитель МВД России по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "11 и представитель МВД России по " ... " " Ф.И.О. "10 просили решение суда оставить без изменения. Прокурор " Ф.И.О. "12 полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия полагает решение Ленинградского районного суда от " ... " законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что " Ф.И.О. "13 с " ... " принят на службу в Региональное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Краснодарскому краю и до " ... " проходил службу в Ленинградском МРО Регионального Управления ФСКН России по Краснодарскому краю в должности старшего оперуполномоченного.
Приказом и.о. начальника РУ ФСКН России по Краснодарскому краю от " ... " " ... " л/с (л.д.10) " Ф.И.О. "13 в соответствии с Указом Президента РФ от " ... " " ... " "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", Федеральным законом от " ... " " ... "-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" был уволен на основании п.п.7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом в другой государственный орган, и исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля " ... ".
По состоянию на день увольнения " Ф.И.О. "13 занимал должность старшего оперуполномоченного, имел специальное звание - " Ф.И.О. "17 полиции.
В соответствии с Указом Президента РФ от " ... " " ... " "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, а ее функции переданы в Министерство внутренних дел России.
Согласно п.п. "б" п. 2 Указа Президента РФ от 05.04. 2016 года " ... " штатная численность упраздняемой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков передана Министерству внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от " ... " " ... " сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
При буквальном толковании данного пункта Указа следует, что вышеуказанные сотрудники наркоконтроля именно принимаются на службу в органы внутренних дел РФ, что оформляется переводом, в упрощенном порядке - без испытательного срока и переаттестации. Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел РФ (с приемом на службу в органы внутренних дел, прохождением службы в органах внутренних дел, прекращением службы в органы внутренних дел) регулируются Конституцией РФ, нормами Федерального закона " ... "-Ф3 от " ... " "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Федерального закона N247-ФЗ от " ... " "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, а в случаях, не урегулированных указанными нормативными правовыми актами, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно представленной отделом МВД России по " ... " информации, от " Ф.И.О. "13 поступил рапорт о рассмотрении его в качестве кандидата на должность участкового уполномоченного полиции по делам несовершеннолетних ОМВД России по " ... ".
Согласно п.4 и п.5 приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... " " ... " контроль за состоянием собственной безопасности в сфере кадрового обеспечения осуществляется, в том числе, посредством получения рекомендаций оперативно - розыскной части (собственной безопасности) по вопросам назначения граждан РФ, принимаемых на службу в органах внутренних дел Краснодарского края, в том числе ранее проходивших службу в органах внутренних дел РФ.
В соответствии с ч.4 ст. 19 Федерального закона от " ... " N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что по результатам рассмотрения документов, с учетом всех собранных данных, уполномоченным руководителем принимается одно из предусмотренных законом решений, в том числе об отказе гражданину в приеме на службу.
В связи с чем ОРЧ (СБ) ГУ МВД России в установленном порядке проведены соответствующие проверочные мероприятия.
Согласно сообщения ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... " " ... "к " Ф.И.О. "13 не рекомендован к назначению на должность участкового уполномоченного полиции ОМВД России по " ... ".
Начальником отдела МВД России по " ... " принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, о чем истцу направлено соответствующее уведомление от " ... " " ... ".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что несмотря на то, что согласно Указа Президента РФ от " ... " " ... " "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации, однако, безусловной обязанности по приему в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, данный Указ на органы внутренних дел РФ не возлагает, предусматривая лишь, что при приеме таких сотрудников в органы внутренних дел РФ их трудоустройство оформляется переводом и они освобождаются от прохождения испытательного срока, переаттестации.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ " ... " от " ... " "О применении судами Трудового кодекса РФ" работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Также Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что, если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника, такой отказ является обоснованным.
В целях приема на службу в ОВД РФ граждан, способных добросовестно и качественно выполнять возложенные на них обязанности при прохождении службы (работы) в органах внутренних дел Приказом МВД России от " ... " " ... " "О некоторых вопросах поступления граждан РФ на службу в органы внутренних дел РФ утверждена Инструкция о порядке отбора граждан РФ и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел.
В силу положений данной Инструкции прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер. Согласно п.31.3 указанной Инструкции в отношении кандидата на поступление на службу в органы внутренних дел проводится проверка по учетам Главного управления собственной безопасности МВД России и подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России.
В соответствии с требованиями приказа МВД РФ от " ... " " ... "дсп и Инструкции, утвержденной приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... " " ... ", не исключает возможности его назначения на должность после письменного ходатайства начальника (руководителя) подразделения ГУ, территориального органа, согласованного заместителем начальника ГУ, ответственным за соответствующее направление деятельности и УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Решение оформляется рапортом и приобщается к личному делу кандидата.
Судом первой инстанции установлено, что письменного ходатайства начальника (руководителя) подразделения ГУ, территориального органа, согласованного заместителем начальника ГУ, ответственным за соответствующее направление деятельности и УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю в соответствии с требованиями приказа МВД РФ от " ... " " ... "дсп и Инструкции, утвержденной приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... " " ... ", не имеется.
При изложенных обстоятельствах, в отсутствие обязанности работодателя безусловно принять работника на службу по изложенному в иске основанию, наличием права работодателя подбора кадров в возглавляемое им подразделение органов внутренних дел России, суд правомерно, учитывая, что нарушений требований действующего законодательства при принятии начальником отдела МВД России по " ... " решения об отказе в приеме на службу " Ф.И.О. "13, отказал в иске.
Мнение истца о том, что перевод из органов наркоконтроля в органы внутренних дел Российской Федерации на основании п.4 Указа Президента Российской Федерации от " ... " " ... " "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" является безусловным и обязательным, суд верно признал ошибочным, основанным на неверном толковании правовой нормы и противоречащим положениям приведенных выше Федеральных законов, приказов МВД России, приказов ГУ МВД России по Краснодарскому краю, инструкции о порядке отбора граждан РФ и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел.
Суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского районного суда от " ... " - оставить без изменения, апелляционную жалобу " Ф.И.О. "13 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено " ... ".
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
" Ф.И.О. "18
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.