Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Казакова Д.А.,
и судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Песецкой С.В.,
секретаре " Ф.И.О. "3,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности Малова А.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 27 декабря 2016 года о признании права на обеспечение жилым помещением.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
Установила:
Яворская А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодара Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением, как лицу, относившейся к категории лиц детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований указано, что Яворская /Козка/ А.В. " ... " года рождения. Мать истицы - " ... ". умерла " ... " года. Отец истицы - " ... " внесен в акт о рождении на основании заявления матери ребенка. Распоряжением администрации Карасунского административного округа г. Краснодара от 31 января 2003 года N " ... " " ... "., проживающая по адресу: " ... " назначена опекуном несовершеннолетней Яворской /Козка/ А.В., " ... ". Согласно справке ГУП "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по состоянию на 19.05.2016 года Яворская А.В. не является собственником недвижимого имущества в городе Краснодаре, сведения об участии в приватизации отсутствуют. Следовательно, по мнению истца, она имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, относящееся к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему возраста 23 лет, не обратившемуся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с чем обращается в суд с иском о признании за ней права на обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании суда первой инстанции Яворская А.В. и ее представитель полностью поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар и представитель управления по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар в судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения требований истца возражали.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседание уведомлен надлежащим образом, предоставил возражение, согласно которого просил производство по делу прекратить, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 27 декабря 2016 года исковые требования Яворской А.В. удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, представитель администрации МО г. Краснодара подал апелляционную жалобу, в которой указал на его необоснованность.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Яворская А.В. просит решение суда оставить его без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Яворская А.В. и ее представитель просили решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель управления по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодара, представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края и представитель администрации МО г. Краснодар, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились и не сообщили о причинах неявки, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав истца, его представителя, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражение на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В соответствии с ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Яворская /Козка/ А.В., 19 июня 1992 года рождения.
Отец Яворской /Козка/ А.В. - " ... " внесен в акт о рождении на основании заявления матери ребенка, согласно справки о рождении N " ... " года.
Мать Яворской /Козка/ А.В. - " ... " умерла " ... " года, что подтверждается свидетельством о смерти " ... " от " ... " года.
В соответствии с распоряжением администрации Карасунского административного округа г. Краснодара от 31 января 2003 года N " ... "., проживающая по адресу: " ... ", назначена опекуном несовершеннолетней Яворской /Козка/ А.В., " ... ".
Согласно справки, выданной председателем ликвидационной комиссии ГБОУ Профессиональный лицей N " ... " от 06.10.2016 года N " ... ", истец обучался в Профессиональном лицее N " ... " г. Коаснодар с 01.09.2007 года по 30.06.2011 год по профессии "Секретарь-референт".
Из материалов дела следует, что Яворская А.В. согласно паспортным данным с 13 июля 2009 года и по настоящее время зарегистрирована по адресу: " ... "
Согласно приказа Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 28 июля 2016 года N 1296-ж Яворской А.В. отказано во включение в список детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании пунктов 1,2 части 16 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748 "об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", в связи с отсутствием оснований для предоставления жилых помещений, предусмотренных в части 1 статьи 5 Закона, так как на момент подачи заявления заявитель достиг возраста 23 лет и не предоставил вступившее в законную силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что Яворская А.В. не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Жилых помещений на праве собственности не имеет, сведения об участии в приватизации отсутствуют, о чем свидетельствует справка ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 19.05.2016 года N " ... "
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными; вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а так же в других случаях отсутствия родительского попечения. Указанный Федеральный закон не содержит каких-либо возрастных ограничений для постановки на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью.
На основании ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.9 ст.8 Закона от 21.12.1996г. N 159 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 3.06.2009 года N 1748-КЗ определены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.2 ст.2 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ /ред. от 01.03.2013г./ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, которые обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Согласно ч.8 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N1748-КЗ заявление о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список подается ими в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства, если они своевременно не были поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В соответствии с п.3 ч. 8 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно учел, что 08 февраля 2016 Управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар выдан перечень документов для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с 04 марта 2016 года по 21 марта 2016 года Яворская О.В. находилась на лечении в дневном стационаре в женской консультации N 3 с диагнозом гриппа " ... "), 02 июня 2016 года у истицы родилась дочь, 19 июня 2016 года достигла возраста 24 лет, 21 июня 2016 года обратилась с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, при таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о признании причин пропуска срока уважительными.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Яворской А.В. соответствуют нормам закона, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя администрации МО г. Краснодар не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом всесторонне, полно и объективно. В судебном заседании обеспечено равенство прав сторон. Суд, сохраняя объективность и беспристрастие, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Все заявленные ходатайства рассмотрены в установленном законом порядке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 27 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации МО г. Краснодара по доверенности Малова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочное апелляционное определение изготовлено 05.04.2017 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.