Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Онохова Ю.В.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре " Ф.И.О. "5
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главы Кропоткинского городского поселения Кавказского района " Ф.И.О. "6 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
" Ф.И.О. "1 и " Ф.И.О. "2 обратились в суд с административным заявлением к Администрации Кропоткинского городского поселения МО " ... ", заинтересованное лицо МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Кропоткинского городского поселения " ... " о понуждении к присвоению адресов земельным участкам. В ходе судебного разбирательства требования в соответствии со ст. 46 КАС РФ были уточнены, в окончательной форме административные истцы просили признать отказ Администрации незаконным и обязать Администрацию присвоить адреса земельному участку с кадастровым номером " ... ", общей площадью 909 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... " и земельному участку с кадастровым номером " ... ", общей площадью 1006 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ".
В судебном заседании представитель административных истцов поддержал заявленные требования в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении, указал, что оспариваемое решение не основано на нормах права, нормативно-правовыми актами органа, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере кадастровых отношений допускается размещение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участков.
Представитель администрации по заявленным требованиям возражал, ранее представил письменные возражения, указав, что доводы заявления подлежат отклонению по основаниям указанным в этих возражениях что отказ в присвоении адресов земельным участкам по адресу " ... " принят на основании невозможности образования земельных участков с кадастровыми номерами: " ... " в виду того, что на двух разделенных участках будет располагаться один объект капитального строительства - неделимый объект недвижимости с кадастровым номером " ... ". Кроме того, перевод индивидуального жилого дома в многоквартирный повлечет за собой изменение режима пользования сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участок, на котором расположен уже многоквартирный дом. Земельный участок не может быть разделен, так как один объект недвижимости может быть размещен только на одном земельном участке.
Заинтересованное лицо в судебном заседании доводы представителя Администрации поддержал и просил с удовлетворении иска отказать.
Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... " удовлетворены исковые требования " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2
Признано незаконным решение администрации Кропоткинского городского поселения " ... " " ... " от 17.03.2016г., которым отказано в присвоении адресов земельным участкам " ... " и " ... ".
Суд обязал администрацию Кропоткинского городского поселения МО " ... " устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем присвоения нового адреса земельному участку с кадастровым номером " ... ", общей площадью 1006 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский кpaй, " ... " в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязал администрацию Кропоткинского городского поселения МО " ... " устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем присвоения нового адреса земельному участку с кадастровым номером " ... ", общей площадью 909 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... " в месячный срок со дня, вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Глава Кропоткинского городского поселения " ... " " Ф.И.О. "6 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В своих возражениях представитель " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2 по доверенности " Ф.И.О. "7 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2 по доверенностям " Ф.И.О. "7, просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, представителя Администрации Кропоткинского городского поселения " ... " по доверенности " Ф.И.О. "8, просившую решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как видно из материалов дела, в силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При проверке в судебном заседании вопроса соблюдения административными истцами срока обращения в суд установлено, что срок не пропущен. Доказательств того, что ответ об отказе в присвоении адресов земельным участкам административными истцами было получено в срок, а не ранее 30.05.2016г. суду не представлены.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. " ... " "О некоторых вопросах, связанных с
применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, представитель административных истцов обратился в Администрацию с заявлением о присвоении адресов земельным участкам, образованным в результате раздела земельного участка по адресу " ... ", а именно о присвоении новых адресов двум земельным участкам с кадастровыми номерами: " ... "
Необходимость в присвоении новых адресов возникла в связи с тем, что данные земельные участки были вновь образованы путём разделения земельного участка с кадастровым номером " ... " на два данных земельных участка.
Факт разделения и образования новых земельных участков подтверждается данными кадастрового учёта, содержащимися в кадастровых паспортах земельных участков " ... " (копии прилагаются) а также межевым планом.
В графе 5 и в графе 17.3 обоих указанных кадастровых паспортов содержатся сведения о "предыдущем номере земельного участка" и "номерах земельных участков, подлежащих снятию с кадастрового учёта либо снятых с кадастрового учёта" - это разделённый участок " ... ".
Разделение земельного участка " ... " имело место в связи с тем, что он находился в общей долевой собственности административных истцов, т.е. нескольких физических лиц - " Ф.И.О. "1 и " Ф.И.О. "2, и указанные лица приняли совместное решение в целях прекращения общей долевой собственности на земельный участок произвести реальный раздел земельного участка пропорционально принадлежащим им долям в праве общей долевой собственности с образованием новых земельных участков.
На данном земельном участке " ... " расположено здание, также принадлежащее на праве собственности административным истцам.
Таким образом, после разделения земельного прежнего участка на два новых возникла необходимость в присвоении земельным участкам новых адресов, в т.ч. для внесения сведений об адресах новых участков в Единый государственный реестр прав.
Административным ответчиком было принято решение об отказе присвоении адреса участку " ... " и " ... "
В решении указано, что разделение земельного участка на два новых участка не может быть осуществлено, поскольку на обоих новых участки будет находиться единое здание, а это, по мнению административной ответчика, будет нарушением в силу положений пункта 1 статьи 133 ГК РФ.
Административные истцы, считая данное решение незаконным нарушающим их права и законные интересы, обратились в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от " ... " N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Такие правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N 1221 "Об утверждении правил
присвоения, изменения, аннулирования адресов" (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от " ... "г. N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 6 названного Постановления, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.
Пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от " ... " N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
На основании абзаца 2 подпункта "а" пункта 8 Постановления, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, постановленными Федеральным законом "0 государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Основания отказа в присвоении адреса объекту адресации установлены пунктом 40 Правил, который не предусматривает основания отказа в присвоении объекту адресации адреса, в связи с размещением одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках.
Между тем, вышеуказанные Правила не приведены органом местного самоуправления в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от " ... "г. N 1221 и содержат основание отказа в предоставлении муниципальной услуги, не предусмотренное указанным постановлением, следовательно, не соответствуют нормативному акту Российской Федерации в указанной части.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Вместе с тем, государственная услуга, за осуществлением которой административные истцы обратился к административному ответчику, заключается в присвоении административным ответчиком новых адресов для участков, границы которых уже на момент обращения были сформированы, и сведения об этих границах были внесены в государственный земельный кадастр.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством Российской Федерации.
В настоящее время на основании Постановления Правительства РФ от " ... "г. " ... " таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ РФ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Таким образом, состоявшаяся постановка вновь образованных земельных участков на кадастровый учет является достаточным подтверждением произошедшего образования новых земельных участков.
Поскольку кадастровый учёт земельных участков осуществляется органами Росреестра, у административного ответчика отсутствуют основания утверждать, что образование новых земельных участков путём разделения в настоящее время невозможно: образование данных участков путём разделения уже произошло вследствие юридически значимых, действий федерального органа власти и функции административного ответчика в настоящем случае состоят только в присвоении адресов уже образованным земельным участкам.
Участок с кадастровым номером " ... " является объектом частной собственности административных истцов и указанные лица приняли совместное решение об оптимизации общего владения данным участком, следовательно, ответчик не может судить о том, есть возможность у собственников земельного участка и расположенных на нём зданий, пользоваться земельным участком после его разделения или такой возможности нет. Административные истцы приняли решение о разделении земельного участка, следовательно, они имеют возможность пользоваться и объектами недвижимости и самими новыми участками по своей воле ив своём интересе, как это предусмотрено ст. ст. 209, 212, 244, 246 Гражданского кодекса РФ.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от " ... "г. " ... " "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" утверждена форма кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Согласно указанной форме в её строке 9 заполняются сведения: "Кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположен объект недвижимого имущества". Согласно указанной форме в её разделе КП.2 заполняются сведения: "Схема расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке(ах)". В примечании к данной строке, данном в приказе от " ... "г. " ... ", указывается: "Отображается схема расположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном(ых) участке(ах), на котором(ых) расположен данный объект недвижимости. Ниже схемы расположения объекта недвижимости указывается масштаб".
Таким образом, из вышеприведённых норм следует, что нормативно-правовыми актами органа, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере кадастровых отношений допускается размещение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках.
Кроме того, возможность размещения одного объекта капитального строительства на нескольких земельных участках прямо предусмотрена следующими нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития России).
Минэкономразвития России уполномочено Правительством Российской Федерации (пункт " ... ". Положения о Министерстве экономического развития РФ, утв. постановлением Правительства РФ от " ... " N 437 (в ред. от " ... ") на издание нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от " ... "г. N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (зарегистрирован в Минюсте России " ... "г. N 16771) утверждён вышеуказанный Порядок, пункт 73 которого, в частности, устанавливает, что в Реестр объектов недвижимости (являющийся одним из разделов Государственного кадастра недвижимости) вносятся сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположено здание; если здание расположено на нескольких земельных участках, - кадастровые номера всех таких земельных участков.
Таким образом, из вышеприведённого нормативно-правового акта (как и из приказа Минэкономразвития России от " ... "г. " ... " "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", ранее указанного истцом в дополнительных пояснениях от " ... ") следует, что нормативно-правовыми актами органа, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере кадастровых отношений допускается размещение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках
Приведённые обстоятельства исчерпывающим образом доказывают несоответствие оснований для отказа в присвоении адресов новым участкам, таким образом, решение административного ответчика, которыми отказано в присвоении адресов земельным участкам " ... " и " ... " признаются судом не соответствующими закону и нарушают права и законные интересы административных истцов и подлежит признанию незаконным в судебном порядке.
Пунктом 2 ст. 227 КАС РФ разъяснено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В качестве способа восстановления нарушенного права административных истцов суд полагает необходимым обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем присвоения новых адресов земельным участкам " ... " и " ... " в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы Кропоткинского городского поселения Кавказского района " Ф.И.О. "6 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.