Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Шакитько Р.В., Кудинова А.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Сидоренко О.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Анапа по доверенности Халошина А.А. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадалян Л.С. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования г.Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Анапа с учетом уточненных требований о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: " адрес обезличен ".
Просила суд обязать административных ответчиков устранить выявленные нарушения путем осуществления подготовки и издания постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по вышеуказанному адресу. Указав минимальные отступы от места допустимого размещения объекта капитального строительства до границы земельного участка со стороны " адрес обезличен " до границ земельного участка с кадастровым номером " номер обезличен " - 0,7м; максимальный процент застройки - 77%; максимальная высота основного здания до конька крыши - 22,0м.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 26 октября 2016 года, административные исковые требования Бадалян Л.С., удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г.Анапа по доверенности Халошин А.А., просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, указав, что административный истец пытается внести изменения в параметры реконструкции спорного объекта в нарушении требований закона, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации муниципального образования г.Анапа по доверенности Бурлуцкого А.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии нового решения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Бадалян Л.С., указал, что факт незаконности бездействий органа государственной власти, подтвержден представленными доказательствами.
Однако с данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Бадалян Л.С. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 12 сентября 2014 года, принадлежит земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью 692 кв.м., с видом разрешенного использования "для строительства малой гостиницы для семейного отдыха", расположенный по адресу: " адрес обезличен ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от " дата обезличена " " номер обезличен "
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01 июня 2015 года " номер обезличен ", Бадалян Л.С. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 10 сентября 2014 года, принадлежит нежилое здание, общей площадью 1476,3, с кадастровым номером " номер обезличен ", расположенное по адресу: " адрес обезличен ".
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, расположенные на них.
Решением Совета муниципального образования г.Анапа от 26.12.2013 года N 424 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г.Анапа. В результате градостроительного зонирования и данных правил, земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " расположенный по адресу: " адрес обезличен ", находится в зоне Ж-СПР, зона смешанной плотной жилой застройки, для размещения гостиницы.
Постановлением администрации МО г.Анапа N2574 от 29.06.2016 года установлено соответствие вида разрешенного использования принадлежащего Бадалян Л.C., земельного участка виду разрешенного использования - гостиничное обслуживание (код классификатора 4.7).
Доводы суда первой инстанции о том, что существующий объект капитального строительства был возведен на земельном участке до утверждения правил землепользования и застройки, фактически располагается по границам смежных земельных участков и соответствует установленным нормам, не могут служить основанием для удовлетворения требований Бадалян Л.С.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 30 декабря 2013 года за Атаян И.Б., с которым Бадалян Л.С. впоследствии заключила договор купли-продажи от 10 сентября 2014 года, признано право собственности на трехэтажное здание гостиницы, с видом разрешенного пользования "для малого семейного отдыха", литер "А,А1", площадью 1476,3 кв.м, расположенный по адресу: " адрес обезличен ".
При рассмотрении дела по существу судом было установлено, что Атаян И.Б. на праве собственности принадлежал, недостроенный жилой дом, площадью 181,56 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу. Без получения разрешения на строительство объекта недвижимости, Атаян И.Б. проведена реконструкция недостроенного жилого дома, и возведено трехэтажное здание гостиницы для малого семейного отдыха, литер "А", "А1", площадью 1476,3 кв.м., которое находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером " номер обезличен "
Согласно текста договора купли-продажи от 10 сентября 2014 года, заключенного между Атаян И.Б. и Бадалян Л.С., предметом сделки являлось в том числе нежилое здание, назначение "нежилое", общей площадью 1476,3 кв.м, этажностью 3, с кадастровым номером " номер обезличен ".
Таким образом, доводы Бадалян Л.С. о том, что спорное нежилое здание было возведено в указанных истцом параметрах до утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Анапа, необоснованны. На момент принятия судебного акта, спорный объект был возведен в количестве 3-х этажей, что соответствовала установленным нормам на тот момент, а также соответствует новым правилам землепользования.
На момент обращения в суд с данным административным иском Бадалян Л.С., как видно из материалов дела возвела четвертый этаж гостиницы, по адресу: " адрес обезличен ".
В соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
В соответствии Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Анапа зона индивидуальной жилой застройки Ж-СПР выделена для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования территории с размещением многоквартирных домов средней этажности, а также индивидуальных жилых домов с рекреационными функциями.
При этом, к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относятся: индивидуальное жилищное строительство, гостевые дома, спортивные площадки, детские игровые площадки, объекты муниципальной пожарной охраны.
Предельные параметры разрешенного строительства объектов в соответствии с правилами землепользованиями должны быть установлены в следующем размере:
-минимальная площадь земельного участка - 300 кв. м;
-минимальные отступы жилых домов: от красной линии улиц - 3м, от красной линии проездов -2,5м;
-минимальные отступы от границ участка: до жилых домов-3м, до хозяйственных построек 1 м с учетом соблюдения требований технических регламентов;
-максимальная высота жилых зданий до конька крыши- 15м;
-максимальная высота хозяйственных построек до конька крыши 7м при условии обеспечения нормативной инсоляции на территории соседних участков;
-максимальный процент застройки в границах земельного участка 60.
В условиях реконструкции сложившейся застройке, жилые дома допускается размещать по красной линии улиц. Правила землепользования в данной зоне запрещают, строительство, объектов этажностью более чем пять.
Бадалян Л.С., просила суд выдать разрешение на строительство гостиницы, с этажность семь, с нулевыми отступами от границ смежных земельных участков, однако данные требования являются незаконными и противоречат правилам землепользования установленным на территории г.Анапа.
Разрешение на строительство семиэтажной гостиницы на земельном участке с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью 692 кв.м, с видом разрешенного использования "для строительства малой гостиницы для семейного отдыха", расположенного по адресу: " адрес обезличен ", Бадалян Л.С., не выдавалось.
В соответствии с ч.3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Возведение постройки в указанных Бадалян Л.С. параметрах, будет нарушать установленные нормы градостроительного регламента, строительные нормы и правила. В материалах дела не содержится доказательств обращения Бадалян Л.С. за получением разрешения на строительство спорного объекта в количестве семи этажей, с соблюдением установленного порядка.
Выводы суда о том, что право собственности на спорный объект было зарегистрировано до утверждения Правил землепользования и застройки, не являются основаниями для удовлетворения иска, поскольку с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции, заявительница обратилась в период действия Правил землепользования и застройки.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения административных исковых требований Бадалян Л.С.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение, в том числе об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о том, что допущенные судом первой инстанции вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, поэтому решение суда подлежит отмене.
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности одновременно, с учетом, представленных по делу доказательств, принятия нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Бадалян Л.С.
Руководствуясь ст. 218, 227, 309 КАС РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Анапа по доверенности Халошина А.А..- удовлетворить.
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 октября 2016 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Бадалян Л.С. к администрации муниципального образования г.Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Анапа о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства расположенного по адресу: " адрес обезличен " - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.