Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей Башинского Д.В., Смирнова Е.А.
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Рыбнике В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Зеленковского А.Б. по доверенности Савицкой А.А. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 17 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Зеленковский А.Б. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий и решения органа местного самоуправления. Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что работает в отрасли здравоохранения с 01 марта 2007 года и имеет медицинский стаж более 10 лет, в настоящее время занимает должность врача - анестезиолога-реаниматолога в МБУЗ г. Сочи "Городская больница N 4", во внутреннему совместительству также выполняет обязанности врача-ординатора в отделении анестезиологии и реанимации; является единственным специалистом муниципального звена г. Сочи, осуществляющим проведение экстрокорпоральных методов детоксикации. Административный истец имеет многодетную семью, совместно с супругой Зеленковской Е.Е., также работающей в сфере здравоохранения врачом-офтальмологом в МБУЗ г. Сочи "Городская поликлиника N 1", стаж по профессии с 1998 года, воспитывает трех малолетних детей. В связи с проживанием административного истца с семьей в однокомнатной квартире и отсутствием материальных возможностей для улучшения жилищных условий главный врач МБУЗ г. Сочи 13 ноября 2014 года обратился к начальнику Управления здравоохранения администрации города Сочи с ходатайством о признании Зеленковского А.Б. нуждающимся в улучшении жилищных условий и решении вопроса о предоставлении социального жилья. В указанных условиях комиссией по распределению жилых помещений муниципального жилищного фонда города Сочи (протокол " ... " от " ... ") было принято решение о предоставлении административному истцу служебного жилого помещения - квартиры " ... " в многоквартирном доме " ... " по " ... " города " Ф.И.О. "1 по договору найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений с муниципальными учреждениями здравоохранения города " Ф.И.О. "1 в соответствии с решением " Ф.И.О. "1 от " ... " " ... ". Постановлением Главы города " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " квартира " ... " общей площадью 65,8 кв.м. в многоквартирном доме " ... " по " ... " города " Ф.И.О. "1 была включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к категории служебных по отрасли "Здравоохранение"; постановленопредоставить указанное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений с муниципальными учреждениями здравоохранения города " Ф.И.О. "1, на состав семьи четыре человека. На основании указанного постановления между Департаментом имущественных отношений администрации города " Ф.И.О. "1 в качестве наймодателя и " Ф.И.О. "2 в качестве нанимателя " ... " был заключен договор найма служебного жилого помещения " ... ", в соответствии с которым административный истец и члены его семьи до настоящего времени используют данное жилое помещения для временного проживания. Намереваясь реализовать свое право на участие в приватизации муниципального жилищного фонда и приобрести занимаемое жилое помещение в собственность, " Ф.И.О. "2 " ... " обратился с заявлением на имя Главы администрации города " Ф.И.О. "1 об исключении квартиры " ... " общей площадью 65,8 кв.м. в многоквартирном доме " ... " по " ... " города " Ф.И.О. "1 из состава специализированного муниципального жилищного фонда и заключении с административным истцом договора социального найма. В ответ на данное обращение письмом Департамента имущественных отношений администрации города " Ф.И.О. "1 исх. " ... " от " ... " " Ф.И.О. "2 был извещен об отсутствии оснований для заключения с ним договора социального найма в отношении указанной квартиры с указанием на то, что административный истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях категории муниципальной подведомственности и относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма. Указанное решение органа местного самоуправления противоречит закону, нарушает права и законные интересы административного истца и подлежит признанию судом незаконным с возложением на орган местного самоуправления обязанностей по исключению жилого помещения из специализированного жилищного фонда, предоставлению его административному истцу и членам его семьи в составе 5 человек на условиях социального найма и заключению с ним как с нанимателем соответствующего договора.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 17 января 2017 года в удовлетворении административного иска Зеленковского А.Б. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Зеленковского А.Б. по доверенности Савицкая А.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы представитель административного истца, ссылаясь на доводы об обстоятельствах дела, приводившиеся в административном исковом заявлении, указывает, что судом не было дано надлежащей оценки фактическому отсутствию оснований к отказу в исключении спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда, а также в его предоставлении административному истцу на условиях социального найма. Право административного истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма основано на наличии у него статуса нанимателя по договору найма служебного жилого помещения, не являющегося собственником или членом семьи собственника иного жилого помещения, а равно нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Предусматривая право граждан на участие в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, действующее законодательство не ограничивает в таком праве лиц, являющихся нанимателями служебных жилых помещений, после их перевода из состава специализированного жилищного фонда в состав жилищного фонда социального использования.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по админстративному делу нового решения об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Разрешая административный иск Зеленковского А.Б., суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие распорядительного документа об исключении спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и его отнесении к жилищному фонду социального использования требования административного истца не подлежат удовлетворению, и указал, что изменение статуса жилого помещения не входит в компетенцию суда.
Однако суд при рассмотрении и разрешении административного дела неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела по предъявленным Зеленковским А.Б. требованиям, и принял решение, не отвечающее требованиям законности и обоснованности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что 07 ноября 2016 года Зеленковский А.Б. обратился к Главе администрации города Сочи с заявлением по вопросам об исключении квартиры " ... " в многоквартирном доме " ... " по " ... " города " Ф.И.О. "1, занимаемой им и членами его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения от " ... " " ... ", из специализированного жилищного фонда, и предоставлении этого жилого помещения Зеленковскому А.Б. и членам его семьи на условиях социального найма (копия заявления на л.д. 44-45).
На указанное обращение Зеленковскому А.Б. был дан ответ в письме директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи исх. N 33252/120517 от 07.12.2016 г., в котором указано на отсутствие правовых оснований для заключения с ним договора социального найма в отношении данного жилого помещения в связи с тем, что Зеленковский А.Б. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях категории муниципальной подведомственности и относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (копия письма на л.д. 15).
Согласно п.п. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
В соответствии с п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Исходя из ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Вместе с тем, вопреки указанным требованиям закона письменный ответ по существу поставленного в обращении Зеленковского А.Б. вопроса об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда в письме исх. N 33252/120517 от 07.12.2016 г. не дан; сведений о мотивах, по которым отказано в совершении указанных действий по данному обращению, в деле не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Согласно части 2 той же статьи Кодекса в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42) включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Таким образом, определяя в качестве основания исключения жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, вышеуказанные положения закона и принятого в соответствии с ним акта правительства не исключают рассмотрение вопроса о принятии такого решения, в том числе, по обращению гражданина, заинтересованного в изменении принадлежности жилого помещения к определенному виду жилищного фонда в зависимости от целей использования (ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ).
Из представленных административным истцом письменных доказательств, достоверность которых административным ответчиком не оспорена, в том числе - копии постановления Главы города Сочи N 1969 от 22 июня 2015 года (л.д. 34, абз. 4 текста постановления), копии письма главного врача МБУЗ г. Сочи "Городская больница N 4" (л.д. 35-36), выписок из ЕГРП (л.д. 46, 47), следует, что Зеленковский А.Б. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ относится к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо, не являющееся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Принимая во внимание изложенное, у суда не имелось оснований к отказу в признании оспариваемого Зеленковским А.Б. решения органа местного самоуправления незаконным и к возложению на указанный орган обязанностей по устранению препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца изложенным в административном исковом заявлении способом.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства оставлены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела без внимания и должной правовой оценки.
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия с учетом имеющихся в деле доказательств и установленных по результатам их оценки обстоятельств приходит к выводу о принятии по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска Зеленковского А.Б.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 17 января 2017 года отменить.
Принять по административному делу новое решение.
Административный иск Зеленковского Антона Борисовича об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконными действия и решение департамента имущественных отношений администрации города Сочи об отказе в исключении квартиры " ... " в многоквартирном доме " ... " по " ... " города " Ф.И.О. "1 из состава специализированного жилищного фонда и в предоставлении на условиях социального найма указанного жилого помещения Зеленковскому Антону Борисовичу на состав семьи 5 человек - Зеленковский Антон Борисович, Зеленковская Евгения Евгеньевна, Зеленковская Ксения Антоновна, Зеленковская Анастасия Антоновна, Зеленковский Кирилл Антонович.
Обязать администрацию города Сочи исключить квартиру " ... " в многоквартирном доме " ... " по " ... " города " Ф.И.О. "1 из состава специализированного жилищного фонда.
Обязать администрацию города Сочи предоставить на условиях социального указанное жилое помещение Зеленковскому Антону Борисовичу на состав семьи 5 человек - Зеленковский Антон Борисович, Зеленковская Евгения Евгеньевна, Зеленковская Ксения Антоновна, Зеленковская Анастасия Антоновна, Зеленковский Кирилл Антонович.
Обязать администрацию города Сочи заключить с Зеленковским Антоном Борисовичем договор социального найма в отношении указанного жилого помещения на состав семьи 5 человек - Зеленковский Антон Борисович, Зеленковская Евгения Евгеньевна, Зеленковская Ксения Антоновна, Зеленковская Анастасия Антоновна, Зеленковский Кирилл Антонович.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.