Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Сидоренко О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Емцевой К.Э. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 08 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арефьева Ж.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, обязании административного ответчика произвести государственную регистрацию и внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Арефьевой Ж.А. на объект недвижимого имущества: Нежилое здание, кадастровый " номер обезличен ", расположенное по адресу: " адрес обезличен ".
Свои требования мотивировала тем, что 30 декабря 2015 года она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации объекта недвижимого имущества: Нежилое здание, кадастровый " номер обезличен ", расположенное по адресу: " адрес обезличен ".
Однако, государственная регистрация на вышеуказанный объект была приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Арефьевой Ж.А. предложено в срок до 19 февраля 2016 года представить доказательства того, что объект является вспомогательным по отношению к определенному объекту и приложить заключение полномочного органа - Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, осуществляющего выдачу разрешений на строительство о вспомогательном назначении представленного объекта.
В целях устранения причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации, 01 февраля 2016 года Арефьевой Ж.А. на государственную регистрацию было представлено техническое заключение ООО "Рос-Оценка" согласно которому представленные объекты ? нежилые строения и сооружения являются подсобными строениями и сооружениями вспомогательного назначения, на земельном участке с кадастровым номером " номер обезличен ", по адресу: " адрес обезличен " и предназначены для обслуживания основных объектов капитального строительства.
Однако, несмотря на представленные документы, 23 мая 2016 года государственным регистратором было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации на объект недвижимого имущества - Нежилое здание, кадастровый " номер обезличен ". расположенное по адресу: " адрес обезличен ". При этом в качестве основания для отказа по мнению государственного регистратора явилось письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, осуществляющего выдачу разрешений на строительство на территории Туапсинского района о том, что вышеуказанный объект недвижимости не является объектом капитального строительства. Таким образом, считала, что отказ в государственной регистрации противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает её право на имущество, в связи с чем, обратилась с административным иском в суд.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил суд отказать в их удовлетворении.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 08 ноября 2016 года исковые требования Арефьевой Ж.А. удовлетворены в полном объеме.
Суд
признал незаконными решение от 23 мая 2016 года " номер обезличен " Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию и внести в Единый государственной реестр прав на недвижимое имущество о сделок с ним запись о регистрации права собственности Арефьевой Жанны Александровны на объект недвижимого имущества: Нежилое здание, кадастровый " номер обезличен ", расположенное по адресу: " адрес обезличен ".
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Емцева К.Э. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушения процессуальных норм, а также то, что суд первой инстанции не принял во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице представителя по доверенности Дробязина И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Арефьевой Ж.А. по доверенности Шаталову Л.М., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по результатам рассмотрения административного дела в порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ, приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, липа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено в судебном заседании, Арефьева Ж.А. на основании договоров от 25 января 2008 года и от 18 октября 2004 года является арендатором земельного участка по адресу: " адрес обезличен " с кадастровым номером " номер обезличен ".
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству о регистрации права собственности от 03 марта 2009 года следует, что Арефьева Ж.А. является собственником реабилитационного центра на 150 мест общей площадью 1408 кв.м. расположенного по адресу: " адрес обезличен ".
При обращении 30 декабря 2015 года Арефьевой Ж.А. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание, кадастровый " номер обезличен ", расположенная по адресу: " адрес обезличен ", государственная регистрация на вышеуказанный объект была приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:", Арефьевой Ж.А. предложено в срок до 19 февраля 2016 года представить доказательства того, что объект является вспомогательным по отношению к определенному объекту и приложить заключение полномочного органа - Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, осуществляющего выдачу разрешений на строительство о вспомогательном назначении представленного объекта.
В целях устранения причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации. 01 февраля 2016 года Арефьевой Ж.А. на государственную регистрацию было техническое заключение ООО "Рос-Оценка" согласно которому представленные объекты ? нежилые строения и сооружения являются подсобными строениями и сооружениями вспомогательного назначения, на земельном участке с кадастровым номером " номер обезличен ", по адресу: " адрес обезличен "1 и предназначены для обслуживания основных объектов капитального строительства.
Однако, несмотря на представленные документы, фактически подтвердившие обоснованность государственной регистрации на объекты как на объекты вспомогательного назначения, 23 мая 2016 года государственным регистратором было вынесено сообщение " номер обезличен " об отказе в государственной регистрации на объект недвижимого имущества - нежилое здание, кадастровый " номер обезличен ", расположенная по адресу: " адрес обезличен ", со ссылкой на то, что вышеуказанный объект недвижимости не является объектом капитального строительства.
С данным выводом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания, обстоятельств, соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятая оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в числе прочего являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
При этом частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, при возведении вспомогательного объекта законодательством не предусмотрена необходимость получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по окончании строительных работ. Право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируется в упрощенном порядке на основании декларации, подтверждающей создание таких объектов и содержащей их техническое описание, без представления в регистрирующий орган разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию.
Из материалов дела видно, что Арефьева Ж.А. обратилась с заявлением в Управление Росреестра по КК о государственной регистрации права собственности на объект, находящийся на земельном участке площадью 31 7701 кв.м. с кадастровым номером " номер обезличен ", по адресу: " адрес обезличен " категория земель - земли особо охраняемых территорий, целевое назначение - для строительства и эксплуатации реабилитационного центра на 150 мест, который принадлежит Арефьевой Ж.А. на праве аренды на основании Договора аренды " номер обезличен " от 18 октября 2004 года и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от " дата обезличена ".
Реабилитационный центр на 150 мест площадь: общая 1408 кв.м., инвентарный " номер обезличен ", литер A. Al, A2, A3, а, этажность 2, мансарда, подземная этажность 1, расположенный по адресу: " адрес обезличен " принадлежит Заявителю - Арефьевой Жанне Александровне на праве собственности на основании Постановления главы Муниципального образования Туапсинский район " номер обезличен " от " дата обезличена ", разрешения на ввод объекта в эксплуатацию " номер обезличен " от " дата обезличена ", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись " номер обезличен " от " дата обезличена ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии " номер обезличен ", дата выдачи " дата обезличена ".
Согласно техническому заключению ООО "Рос-Оценка" " номер обезличен " (по объектам с кадастровыми номерами " номер обезличен " (нежилое здание) и " номер обезличен " (нежилое здание) представленные объекты - нежилые строения и сооружения являются подсобными строениями и сооружениями вспомогательного назначения, на земельном участке с кадастровым номером " номер обезличен " по адресу: " адрес обезличен " и предназначены для обслуживания основного объекта капитального строительства -реабилитационного центра на 150 мест.
Кроме того, вспомогательный характер недвижимого имущества также определяется следующими признаками: возведенное строение соответствует виду разрешенного использования: земельного участка (для строительства, и эксплуатации реабилитационного центра), который отведен для этого в установленном законом порядке; отсутствуют доказательства несоответствия возведенного строения строительным нормам и правилам; возведенное строения по отношению к реабилитационному центру, право собственности на который возникло на основании, разрешения на ввод объекта, в эксплуатацию, по функциональному назначению носит вспомогательный характер, и фактически являются единым имущественным комплексом.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных, построек, киосков, навесов и других подобных построек. Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание. Таким образом, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район не ответило на запрос Управления - являются ли вышеперечисленные объекты недвижимости объектами вспомогательного назначения и соответственно не могло являться фактом, подтверждающим законность отказа в государственной регистрации.
Учитывая, что объект ? нежилое помещение, является вспомогательными по отношению к основному строению - реабилитационному центру, на строительство которого разрешение не требуется, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административного иска Арефьевой Ж.А. в полном объеме.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении административного иска, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами, из которых усматривается, что решение от " дата обезличена " " номер обезличен " об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, является необоснованным, противоречит требованиям действующего законодательства, в частности ст. 25.3 Федерального закона от " дата обезличена " N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и нарушает право административного истца на имущество.
Ссылка в жалобе на то, что согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, запрошенного государственным регистратором, не указано, что данный объект является вспомогательным и не является объектом капитального строительства, не может являться основанием для отказа в регистрации на объекты, как на объекты вспомогательного назначения.
Другие доводы жалобы являются не состоятельными, поскольку не нашли своего подтверждения в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 08 ноября 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.