Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Булата А.В.,
при секретаре Ткаченко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению представителя Коцарь В.Н. на основании доверенности Никель К.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Коцарь В.Н. на основании доверенности Никель К.С. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 12391 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости, равной " ... " рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... " на основании свидетельства о государственной регистрации права серии " ... " от 25 августа 2014 года.
Согласно данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " рублей.
Административный истец не согласен с кадастровой стоимостью, полагает ее завышенной, что затрагивает его права и обязанности, поскольку рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости.
Участвующие в деле лица в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Кроме того, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 12391 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права " ... " от 25 августа 2014 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06 декабря 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка составляет " ... " рублей.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
Согласно положениям Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст.389).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390).
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный 18 ноября 2016 года оценщиком ИП Т.П. , являющимся членом НП СРО "Международная плата оценщиков". Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 05 августа 2014 года в размере " ... " рублей.
На данный отчет дано положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которого является оценщик, подготовивший отчет.
Определением от 16 января 2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером " ... ", по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - на 05 августа 2014 года, проведение которой поручено ООО " " ... "".
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 05 августа 2014 года. Указанную дату суд считает достоверной, иные участники судебного разбирательства данное обстоятельство не оспаривали.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО " " ... "" от 14 марта 2017 года " ... ", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " по состоянию на 05 августа 2014 года составляет " ... " рублей.
Оценив по правилам ст. ст. 82, 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы от 14 марта 2017 года, суд приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям ст. 82 КАС РФ.
Результаты экспертизы основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит все предусмотренные законом разделы и сведения; экспертом соблюдены основные принципы при составлении заключения; дана общая характеристика подходов и методов определения стоимости объекта; дано подробное описание объекта оценки. Текст заключения в полной мере дает возможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объекта, критериев оценки выявленных признаков.
Экспертом обоснованы исходные, рыночные и расчетные величины, используемые при реализации процедур и методов определения рыночной стоимости объекта недвижимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение эксперта содержит все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости.
В заключении эксперта даны ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, учтены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов. Отсутствуют противоречия выводов эксперта другим доказательствам, представленным административным истцом в обоснование своих требований.
При этом суд также учитывает, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности.
Материалами дела подтверждается, что эксперт Ю.А. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности; является членом Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков", имеет высшее образование ГОУ ВПО "КубГТУ", по специализации правовед-эксперт и диплом о профессиональной переподготовке ФГБОУ ВПО "КубГТУ" по программе профессиональной переподготовки "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы представителя административного истца, содержащиеся в ходатайстве о назначении повторной экспертизы, не могут быть приняты судом во внимание, подписаны лицом, компетентность которого в сфере оценочной деятельности не подтверждена надлежащими документами, не опровергают выводы судебной оценочной экспертизы ООО " " ... "".
В своем заключении эксперт при определении рыночной стоимости земельных участков руководствовался принципом наиболее эффективного использования, на основании которого наиболее эффективным использованием счел использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
В этой связи, суд считает, что по рассматриваемому делу кадастровая стоимость земельного участка должна быть определена на основании заключения судебной оценочной экспертизы, подготовленной ООО "Оценка и Право-Юг", поскольку указанная экспертиза соответствует принципам проверяемости, существенности и однозначности. Изложенные экспертом суждения основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, существо проведенных исследований является понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой.
Учитывая изложенное, суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает его права и обязанности как собственника земельного участка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методом массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 01 марта 2011 года N 280-О-О и др.).
Не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного Суда РФ N 1555-0 от 03.07.2014 года).
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные фактические требования, суд считает возможным удовлетворить административный иск представителя Коцарь В.Н. на основании доверенности Никель К.С. в части и установить в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 12391 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 05 августа 2014 года, установленной в соответствии с заключением вышеуказанной судебной экспертизы в размере " ... " рублей.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что установление судом рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Коцарь В.Н. обратился с настоящим административным иском в суд 14 декабря 2016 года.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск представителя Коцарь В.Н. на основании доверенности Никель К.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной - удовлетворить в части.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 12391 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 05 августа 2014 года, установленной в соответствии с заключением судебной экспертизы от 14 марта 2017 года " ... ", в размере " ... " рублей, на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:47:0107010:708.
Датой подачи заявления Коцарь В.Н. о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.В. Булат
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.