Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 16 мая 2017 г. по делу N 33а-196/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Двойцева Ю.В. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Лапатиной В.Н.,
с участием прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа капитана юстиции Аверина А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - командира войсковой части 1 Михеевой О.В. на решение Абаканского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2017 года, которым удовлетворен административный иск военнослужащей войсковой части 2 ... Лабуриной Н.А. об оспаривании состоявшегося в отношении нее приказа командира войсковой части 1 об увольнении с военной службы.
Заслушав доклад председателя судебного состава Актаева Г.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебного постановления, доводы апелляционной жалобы, а также заключение участвующего в судебном заседании прокурора в их опровержение, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Лабурина Н.А. ... г.р., заключившая первый контракт до 1 января 1998 года, проходит военную службу в войсковой части 2.
Приказом командира ... отдельной железнодорожной бригады (далее - войсковая часть 1) от 19 ноября 2016 года N * (по личному составу) Лабурина уволена с военной службы по пп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Посчитав свои права нарушенными, Лабурина обратилась в Абаканский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просила отменить вышеназванный приказ об увольнении и восстановить её на военной службе, сославшись на то, что, будучи принятой на учет нуждающихся в жилых помещениях, своего согласия на увольнение до жилищного обеспечения не давала.
Вышеприведенным решением гарнизонного военного суда иск Лабуриной удовлетворен в полном объёме.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Михеева О.В., считая оспоренное судебное постановление незаконным и необоснованным ввиду нарушения норм материального права, просит его отменить полностью и принять по делу новое решение, не указывая какое.
В обоснование этого, подробно анализируя обстоятельства дела, отдельные положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), автор жалобы приводит доводы, суть которых сводится к тому, что увольнение Лабуриной состоялось в связи с реализацией её добровольного волеизъявления, изложенного в рапорте от 14 июля 2016 года и листе беседы от 19 июля того же года, в которых она выражает согласие с увольнением, ограничившись при этом просьбой не исключать её из списков личного состава воинской части до обеспечения жилищной субсидией.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвовавший в рассмотрении дела судом первой инстанции, опровергая доводы жалобы, просит состоявшееся по делу решение оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Аналогичные требования имеются в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N1237 (далее - Положение), устанавливающего порядок увольнения военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно (ст. 50 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности увольнения с военной службы без их согласия военнослужащих, имеющих льготные основания для увольнения и общую продолжительность военной службы более 10 лет, и состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Лабурина решением начальника отделения (территориальное, город Абакан) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 09 июня 2016 года N ... принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту военной службы с 20 мая того же года с формой обеспечения жильем в виде жилищной субсидии ).
В рапортах от 14 июля и 19 ноября 2016 года и в ходе беседы с командованием 19 июля того же года Лабурина, имеющая выслугу более 20 лет в календарном исчислении, не давала четко выраженного согласия на увольнение с военной службы до её обеспечения жилищной субсидией по месту военной службы и настаивала на такой форме реализации своих жилищных прав именно в период ее прохождения ).
Не следует иного и из материалов ее аттестации перед увольнением, поскольку вопрос о согласии Лабуриной быть уволенной с военной службы по состоявшемуся основанию с оставлением в списках нуждающихся в жилом помещении не обозначен ни в аттестационном листе, с которым военнослужащая была ознакомлена 7 октября 2016 года, ни в протоколе заседания аттестационной комиссии от 5 ноября 2016 года, выписка из которого представлена в суд стороной административного ответчика.
В связи с изложенным, документального подтверждения отказа истца от желания уволиться только после обеспечения жилищной субсидией, доведенного до командования части, вопреки соответствующему доводу жалобы, по делу не установлено.
Вместе с тем, на основании приказа командира войсковой части 1 от 19 ноября 2016 года N * (по личному составу) она уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании административный истец подтвердила, что по месту военной службы жильем, в том числе служебным, не обеспечена и ранее не обеспечивалась .
При таких обстоятельствах, в отсутствие установленных по делу оснований, предусмотренных абз. 3 п. 1 ст. 23 Закона, поскольку военнослужащая от жилищной субсидии не отказывалась, на неё распространяется запрет на увольнение, установленный абз. 2 того же пункта.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о незаконности приказа об увольнении Лабуриной с военной службы без обеспечения жилищной субсидией, который согласуется с разъяснениями п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Пленум).
Восстановление нарушенного права произведено с соблюдением требований п. 22 ст. 34 Положения.
Истечение срока контракта, равно как и отказ военнослужащей от его заключения сверх предельного возраста, правомерность её нахождения на военной службе под сомнение не ставит, а утверждения Михеевой О.В. об обратном, с учетом положений п.11 Пленума от 29 мая 2014 года N8, окружной военный суд признает несостоятельными.
Исходя из всего вышесказанного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а сделанные в нем выводы, вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении норм материального права. Оснований к его отмене либо изменению не имеется, в том числе и за пределами доводов апелляционного обращения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 177, 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Абаканского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2017 года по административному исковому заявлению Лабуриной Н.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части 1 Михеевой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий по делу Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.