Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу защитника Балашовой Л.Г. на постановление и.о. заместителя руководителя - заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия от 18 ноября 2016 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Макеевой Л.П.,
установил:
постановлением и.о. заместителя руководителя - заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия от 18 ноября 2016 г. председатель правления товарищества собственников недвижимости "ТСЖ "пр.Ленина, 37" (далее по тексту ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37") Макеева Л.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 февраля 2017 г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника - без удовлетворения.
С такими постановлением и решением не согласен защитник. В жалобе поставлен вопрос об их отмене и указано, что вины Макеевой Л.П. в совершении вменяемого правонарушения не имеется, поскольку она направляла обращения в различные организации с целью установления причины подтопления подвала горячей водой, и в многоквартирном доме горячее водоснабжение отсутствует. Полагает, что подтопление подвала происходило не из общего имущества дома, и его причиной не являлось ненадлежащее содержание общего имущества со стороны ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37". Мусор в подвальном помещении появился в результате поиска причины подтопления и обеспечения доступа для обследования сторонним организациям, и возникновение выявленных нарушений в виде разрушения на потолке в подвале бетонного слоя плиты перекрытия в период управления ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37" не установлено, несмотря на то, что в многоквартирном доме 1953 года постройки до настоящего времени капитального ремонта не производилось. Судьей не дана оценка принятым мерам по устранению подтопления подвала, и, следовательно, по устранению угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Кроме того, при рассмотрении дела не учтены наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, возраст Макеевой Л.П. ( ( ... ) год), а также отсутствие у нее необходимых познаний и опыта в области управления многоквартирным домом.
Заслушав объяснения Макеевой Л.П. и защитника Куренковой Е.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Государственной жилищной инспекции Республики Карелия А.И.В., проверив дело, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что по решению от 30.04.2015 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.37, создано ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37", избрано правление, председателем которого является Макеева Л.П.
В связи с поступлением в сентябре 2016 г. обращения М.А.А., проживающего в указанном доме, и обращения председателя правления ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37" Макеевой Л.П. Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании распоряжения от 12.09.2016 N434 провела в отношении ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37" внеплановую документарную и выездную проверку по вопросу соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством (в том числе правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг).
В сентябре 2016 г. аналогичные обращения Макеевой Л.П., адресованные в прокуратуру г.Петрозаводска и прокуратуру Республики Карелия, были перенаправлены также в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия для рассмотрения и дачи ответа заявителю.
Согласно акту проверки от 04.10.2016 N434 в ходе выездного мероприятия, проведенного 23 сентября 2016 г., выявлено, что в подвале дома между подъездами NN3 и 4 на бетонном полу стоит вода высотой до 6 см на общей площади до 9 кв.м, складирован строительный мусор (кирпичи, штукатурка и т.п.) на общей площади до 7 кв.м, электропроводка на стене и потолке на "скрутках", соединения проводов замотаны липкой лентой, на потолке разрушен бетонный слой плиты перекрытия, оголена рабочая металлическая арматура на общей площади до 10 кв.м, квадратный проем в плите перекрытия не заштукатурен, около подъезда N2 в приямках лежит мусор, твердые бытовые отходы, растет трава на площади до 3 кв.м.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 04.10.2016 N434, протокол об административном правонарушении от 19.10.2016 N ( ... ) в отношении председателя правления ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37", протокол в отношении ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37", вынес предписание от 04.10.2016 N576 об устранении в 3-х и 15-дневный сроки выявленных нарушений, направил Макеевой Л.П. письменный ответ от 05.10.2016 на ее обращения, привлек юридическое лицо и Макееву Л.П. к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.10.2016 N ( ... ) при проведении внеплановой документарной и выездной проверки в отношении ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37" установлены факты ненадлежащего содержания имущества собственников помещений многоквартирного дома N37 по пр.Ленина в г.Петрозаводске в нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N170.
Ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении не содержат указаний на нарушенные пункты Правил.
Совокупность общей информации, содержащейся в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении Макеевой Л.П. к административной ответственности и дополнительных объяснениях представителя административного органа позволяют сделать вывод о нарушении по утверждению административного органа следующих требований: пунктов 4.1.1 и 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (в подвале дома между подъездами NN3 и 4 на бетонном полу стоит вода высотой до 6 см на общей площади до 9 кв.м); пунктов 3.4.1 и 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (складирован строительный мусор (кирпичи, штукатурка и т.п.) на общей площади до 7 кв.м); пунктов 5.6.1 и 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (электропроводка на стене и потолке на "скрутках", соединения проводов замотаны липкой лентой); пунктов 2.6.2 и 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (на потолке разрушен бетонный слой плиты перекрытия, оголена рабочая металлическая арматура на общей площади до 10 кв.м, квадратный проем в плите перекрытия не заштукатурен); пункта 4.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (около подъезда N2 в приямках лежит мусор, твердые бытовые отходы, растет трава на площади до 3 кв.м).
Проверяя законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, судья сделал вывод о наличии вины Макеевой Л.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившейся в ненадлежащем осуществлении контроля за содержанием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.4 названного Кодекса должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективная сторона вмененного правонарушения выражается в действиях и бездействии, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Материалами дела подтверждается, что после обнаружения в июле 2016 г. подтопления горячей водой подвального помещения дома N37 по пр.Ленина, в котором отсутствуют системы горячего водоснабжения, председатель правления ТСН "ТСЖ "пр.Ленина, 37" Макеева Л.П. предпринимала активные посильные меры в поисках источника подтопления, обращаясь в различные учреждения и организации г.Петрозаводска, а также организовывала откачку воды из подвального помещения силами специализированной организации.
В итоге всей переписки, осмотров представителями организаций и комиссий источник подтопления обнаружен не был, а подтопления подвала водой внезапно прекратились в сентябре 2016 г.
В результате поисков источника появления в подвале воды и ее откачки образовывался, в том числе, мусор строительного характера.
В настоящее время в Петрозаводском городском суде Республики Карелия разрешается спор по иску собственника жилого помещения Макеевой Л.П. к администрации Петрозаводского городского округа об обязании выполнения капитального ремонта кровли и фасада многоквартирного дома.
Таким образом, Макеева Л.П. в судебном порядке предъявляет требования к бывшему владельцу многоквартирного дома о капитальном ремонте конструктивных элементов дома.
Относительно вмененных административным органом нарушений содержания электропроводки и растущей в приямках травы каких-либо конкретных требований названными им Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда не установлено. Нормы, на которые сослался административный орган, носят общий характер.
Кроме того, фиксация нарушений, осуществленная посредством фотосъемки и оформления акта проверки, с учетом отсутствия в акте подробного описания нарушений и детальных фотоснимков с привязкой к исследованным объектам, порождают сомнения в доказанности вины лица в совершении административного правонарушения.
Учитывая недостаточную фиксацию административным органом вмененных нарушений, отсутствие в оформленных документах указания на несоблюдения конкретных норм относительно части нарушений, непродолжительный период занятия Макеевой Л.П. должности ответственного за содержание жилого многоквартирного дома, имеющего значительный период эксплуатации (1953 г. постройки), принятие ею разумных и достаточных мер для выявления причин аварии и ее ликвидации, вызывают сомнения в виновности лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Учитывая, что по настоящему делу отсутствуют достаточные доказательства, с неоспоримостью подтверждающие вину Макеевой Л.П., а имеющиеся - оставляют неустранимые сомнения в ее виновности, то нельзя признать вину установленной.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи не могут быть признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление и.о. заместителя руководителя - заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия от 18 ноября 2016 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Макеевой Л.П. отменить, производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
С.В.Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.