Председатель Верховного Суда Республики Карелия Наквас А.В., рассмотрев жалобу начальника казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (далее - КУ РК "Управтодор РК", Учреждение) ( ... ) ( ... ), поступившую в Верховный Суд Республики Карелия 30 марта 2017 года, на
вступившие в законную силу постановление временно исполнявшего обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Медвежьегорскому району от 29 июня 2016 года, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 10 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ, в отношении КУ РК "Управтодор РК",
установил:
постановлением временно исполнявшего обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Медвежьегорскому району от 29 июня 2016 года КУ РК "Управтодор РК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2016 года постановление должностного лица от 29 июня 2016 года оставлено без изменения, размер административного штрафа снижен до 150000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 10 октября 2016 года вышеуказанные постановления оставлены без изменения, а жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Заявитель жалобы выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и судебными решениями, поскольку, по его мнению, вины Учреждения в совершении вмененного административного правонарушения не имеется. Ссылается на то, что отсутствие тротуаров при проведении работ по содержанию дорог объективную сторону вмененного правонарушения не образует. Так, по мнению заявителя, требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации установлены п. 13 "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, согласно которому выполнение мероприятий по оборудованию автомобильных дорог при их эксплуатации тротуарами на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, не предусмотрено. Также заявитель обращает внимание на то, что Учреждение выполняет требования п. 2 ст. 1 указанного Технического регламента, а именно обеспечивает минимально необходимые условия безопасности в части эксплуатации (содержании) автомобильных дорог.
Кроме того, ссылается на то, что Учреждение неоднократно обращалось в Комитет Республики Карелия по транспорту с просьбами о разработке Плана графика выполнения соответствующих работ и выделения денежных средств, что подтверждают приложенные к жалобе письма. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер для выполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Также заявитель, ссылаясь на нормы действующего гражданского законодательства РФ, обращает внимание на то, что КУ РК "Управтодор РК" является ненадлежащим субъектом административной ответственности.
На основании изложенного заявитель просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу - прекратить.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные решения законными и обоснованными, оснований для их пересмотра не имеется.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 23 октября 2007 года
N 270-ст утвержден "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - "ГОСТ Р 52766-2007").
Согласно п. 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007", тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Основанием для привлечения КУ РК "Управтодор РК" к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 07 июня 2016 года в 11 час. 30 мин. должностным лицом на 1 км автомобильной дороги регионального значения Республики Карелия "Пиндуши-Ретранслятор", проходящего по п. Пиндуши Медвежьегорского района, было установлено нарушение Учреждением п. 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в отсутствии тротуаров на данном участке дороги, тем самым КУ РК "Управтодор РК" не были соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании указанного участка автомобильной дороги, о чем был составлен соответствующий акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств дорожного движения.
Вина КУ РК "Управтодор РК" в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждена протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков в содержании дорог, уставом КУ РК "Управтодор РК", распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20 марта 2008 года N 176-р, фототаблицами, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Таким образом, в действиях КУ РК "Управтодор РК" обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей назначено в пределах санкции указанной статьи КоАП РФ с учетом применения положений ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе заявителя на отсутствие вины во вмененном Учреждению административном правонарушении, несостоятельна, поскольку опровергается имеющимися в деле доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
По существу доводы, изложенные в жалобе заявителя, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств, они были предметом исследования при рассмотрении дела судьей районного суда и судьей Верховного Суда Республики Карелия и обоснованно отклонены по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что КУ РК "Управтодор РК" не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку право хозяйственного ведения и право оперативного управления на спорный участок автомобильной дороги не зарегистрировано, является несостоятельной.
Как следует из административного материала Учреждению на основании распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20 марта 2008 года N 176-р на праве оперативного управления передана автомобильная дорога регионального значения Республики Карелия "Пиндуши-Ретранслятор, км 0-6" (л. 28).
Кроме того, п. п. 2.1, 2.2 устава КУ РК "Управтодор РК" предусмотрено, что юридическое лицо создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения (л. 74).
Таким образом, спорный участок дороги передан Учреждению на законных основаниях, юридическое лицо использует данный участок для достижения своих уставных целей, в своей хозяйственной деятельности постоянно. Вопреки доводам жалобы, ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в безопасном для дорожного движения состоянии несет как собственник имущества, так и лица, уполномоченные владеть и пользоваться этим имуществом.
Каких-либо иных доводов, исключающих наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого правонарушения, жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ, Председатель Верховного Суда Республики Карелия
постановил:
постановление временно исполнявшего обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Медвежьегорскому району от 29 июня 2016 года, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 10 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ, в отношении КУ РК "Управтодор РК", оставить без изменения, а жалобу начальника казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" ( ... ) - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Карелия А.В. Наквас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.