Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Босси Н.А.,
судей: Бучневой О.А., Малининой О.Н.,
при секретаре: Ермаковой Л.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 10 мая 2017 года гражданское дело по иску Николаевой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Знаменском районе Тамбовской области о включении в льготный стаж периодов работы и о назначении досрочной страховой пенсии по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью,
по апелляционной жалобе Николаевой Т.Н. на решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 30 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаева Т.Н. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Знаменском районе Тамбовской области о включении в льготный стаж периодов работы и о назначении досрочной страховой пенсии по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью, указав в обоснование, что *** г. она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Знаменском районе Тамбовской области с заявлением о назначении льготной пенсии. В связи с отсутствием требуемого стажа работы, в назначении пенсии было отказано. Ответчик не включил в ее стаж периоды работы в должности медицинской сестры в ТОГУСОН "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района" с 19.03.2007 г. по 17.03.2014 г. и в должности медицинской сестры отделения стационарного социального обслуживания в ТОГБСУСОН "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" с 18.03.2014 г. по 29.08.2016 г. С данным отказом не согласна, поскольку данные учреждения и должности поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, а также в Списках, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.
Просила обязать ответчика включить в льготный стаж ее работы период работы в должности медицинской сестры в Тамбовском областном государственном учреждении социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района" с 19.03.2007 г. по 17.03.2014 г., период работы в должности медицинской сестры отделения стационарного социального обслуживания в ТОГБСУСОН "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" с 18.03.2014 г. по 29.08.2016 г. и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ***
Решением Знаменского районного суда Тамбовской области от 30 января 2017 года исковые требования Николаевой Т.Н. удовлетворены частично. В стаж работы Николаевой Т.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включен период работы с 18.03.2014 г. по 29.08.2016 г. в должности медицинской сестры отделения стационарного социального обслуживания в ТОГБСУСОН "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" в календарном исчислении. В остальной части заявленных требований отказано.
На решение суда Николаевой Т.Н. подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в части отказа во включении в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, период с 19.03.2007 г. по 17.03.2014 г. в должности медицинской сестры в Тамбовском областном государственном учреждении социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района".
Указывает, что в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в разделе "наименование должностей" поименована должность "медицинская сестра", а в разделе "Наименование учреждений" указано "центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения": федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований). Она работала медсестрой участковой больницы, на базе которой был образован Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района, затем он был переименован в Центр социальных услуг населения Знаменского района, затем был передан в Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда. Изменение наименований учреждения никак не повлияло на суть осуществляемой ею деятельности, ее функциональные обязанности не изменились. Считает, что изменение наименования учреждения не может повлиять на ее конституционное право на пенсионное обеспечение.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решение суда обжалуется истцом в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж на соответствующих видах работ периода работы с 19.03.2007 г. по 17.03.2014 г. в должности медицинской сестры в Тамбовском областном государственном учреждении социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района", и именно в этой части является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.2,3,4 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Николаева Т.Н. *** обратилась в УПФР в Знаменском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Знаменском районе Тамбовской области от *** *** Николаевой Т.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья. Для назначения досрочной страховой пенсии требуется не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, у истца в наличии специального стажа 17 лет 15 дней в льготном исчислении.
Указанным решением истцу отказано в зачете в соответствующий стаж, в том числе, периода работы с 19.03.2007 г. по 17.03.2014 г. в должности медицинской сестры в Тамбовском областном государственном учреждении социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района", по причине того, что данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N781.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, подлежащие применению нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в части включения в соответствующий стаж периодов работы истца в ТОГУСОН "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района", и при этом исходил из того, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N781, Центры и Комплексные центры социального обслуживания не поименованы. Комплексные центры социального обслуживания населения и Центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания, в перечень учреждений здравоохранения не включены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о необоснованном отказе во включении в специальный стаж периода работы с 19.03.2007 г. по 17.03.2014 г. в должности медицинской сестры в ТОГБУСОН "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района" судебная коллегия считает несостоятельными.
Списком N 781 предусмотрена должность медицинской сестры, однако для включения в соответствующий стаж периода работы по данной должности необходимо осуществление работы в данной должности в учреждениях, предусмотренных названным Списком.
Пунктом 31 Списка N 781 от 29.10.2002 года предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение медицинских сестер, работающих в учреждениях социального обслуживания, в числе которых: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Таким образом, Комплексный центр социального обслуживания населения в данном перечне отсутствует.
По наименованию, функциональной деятельности и своему статусу Комплексный центр социального обслуживания населения является социальным учреждением. Оказание медицинской помощи основным направлением деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения не является, что не дает истцу право на включение периода ее работы в данном учреждении в соответствующий стаж.
Даже наличие у Комплексного центра социального обслуживания населения лицензии на осуществление медицинской деятельности и работа истца в должности, предусмотренной Списком, не дают оснований считать, что данный Комплексный центр относится к медицинским учреждениям, поскольку осуществление медицинской деятельности не являлось его основной функцией.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства правильно установлено, что работа истицы в спорный период протекала в учреждении, не предусмотренном Списком. Доводами жалобы выводы суда не опровергнуты. В жалобе истица указывает наименование учреждения, которое включено в Список N781, однако, ТОГБУСОН "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района" к Центрам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которые включены в Список, не относится.
Доводы жалобы о том, что деятельность истицы протекала в одном и том же учреждении, которое изменяло только наименования, отмены решения суда не влекут.
Действующим правовым регулированием (ч.5 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях") предусмотрено установление тождественности должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, в случае изменения организационно-правовой формы учреждения, так как работник, заключая трудовой договор, рассчитывает на получение в дальнейшем права на досрочную пенсию, которого он не должен лишаться из-за реорганизации учреждения.
В данном случае, судебная коллегия отмечает, что Николаева Т.Н. в 2007 году поступала на работу в ТОГКУСОН "Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района", работники которого правом на выслугу лет не обладали.
Учитывая, что действовавшим в период трудоустройства истицы в Комплексный центр социального обслуживания населения Списком N 781 такое учреждение предусмотрено не было, Николаева Т.Н., заключив трудовой договор с Комплексным центром социального обслуживания населения, не могла рассчитывать на то, что период работы в данном учреждении будет включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Изменение наименования учреждения не влекло изменение его основной функции -социальное обслуживание населения.
Таким образом, и на дату приема Николаевой Т.Н. в Комплексный центр социального обслуживания населения, и на дату увольнения Николаевой Т.Н. из Комплексного центра социального обслуживания населения, работа в данном учреждении не давала права на досрочное пенсионное обеспечение.
Вопреки доводам жалобы, ТОГБУСОН "Комплексный центр социального обслуживания населения по Знаменскому району" и ТОГБСУСОН "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда", период работы в котором засчитан истице в специальный стаж, не являются одним и тем же учреждением, что подтверждается Справкой ТОГБСУСОН "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" от *** г. уточняющей занятость Николаевой Т.Н. в указанном учреждении, где указаны сведения о реорганизации данного учреждения, из которых следует, что данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом (л.д.34).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для включения оспариваемых истцом в апелляционной жалобе периодов в соответствующий стаж.
Без указанного периода истец на момент обращения к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии не имела необходимый стаж работы, связанный с лечебной деятельностью, в связи с чем не приобрела право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости с ***.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж на соответствующих видах работ периода работы с 18.03.2014 г. по 29.08.2016 г. в должности медицинской сестры отделения стационарного социального обслуживания в ТОГБСУСОН "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" не обжалуется, в связи с чем в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Николаевой Т.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.