Судья Хабаровского краевого суда Волошина Е.В., рассмотрев жалобу начальника отделения производства по делам об административных правонарушениях ОИАЗ УМВД России по г.Хабаровску Мун Г.И. на постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 03 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Шохирева Е.В.,
установил:
26 марта 2017 года УУП ОП N 6 УМВД России по г.Хабаровску Контарь С.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Шохирева Е.В., согласно которому Шохирев Е.В. на городских прудах в районе ул.Пушкина в г.Хабаровске 26 марта 2017 года в 16 часов 35 минут принимал участие в проведении публичного мероприятия без подачи уведомления в установленном законом порядке, а именно принимал участие в несанкционированном митинге, выкрикивал лозунги "Мы власть!", "Нет коррупции!", призывал митингующих людей продолжить несанкционированный митинг, громко заявлял свои права на проведение данного митинга, чем нарушил п.2 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Постановлением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 03 апреля 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Шохирева Е.В. по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ прекращено в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Начальник отделения производства по делам об административных правонарушениях ОИАЗ УМВД России по г.Хабаровску Мун Г.И. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что действия Шохирева Е.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ; переквалификация с ч.2 ст.20.2 КоАП РФ на ч.5 ст.20.2 КоАП РФ не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности; в установочной части постановления неверно указана фамилия лица привлекаемого к административной ответственности, а именно Шохарев.
В судебном заседании Шохирев Е.В. просил оставить постановление судьи без изменения.
Должностные лица УМВД Контарь С.Г., Мун Г.И., извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
В обоснование вывода об отсутствии в действиях Шохирева Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, суд первой инстанции сослался на то, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств, указывающих на то, что при проведении публичного мероприятия в г.Хабаровске 26 марта 2017 года Ворсин А.Ю., Беседин М.А., Ермолаев И.А. уполномочили Шохирева Е.В. выполнять распорядительные функции по проведению публичного мероприятия. А также указано, что оснований для переквалификации действий Шохирева Е.В. на ч.5 ст.20.2 КоАП РФ не имеется, поскольку санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде обязательных работ, что в соответствии со ст.3.2 КоАП РФ, ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54).
В силу ч.1 ст.5 названного Федерального закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона N 54 организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в установленном порядке (п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона N 54).
Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, выражается в бездействии организатора мероприятии по уведомлению органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, а материалы дела не содержат сведений о том, что Шохирев Е.В. выполнял организационно-распорядительные функции по организации или проведению указанного публичного мероприятия, то судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ. Доводы жалобы об обратном основаны на неверном понимании и толковании норм права.
Вместе с тем, судьей районного суда осталось без внимания следующее.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 года N 1618-О, от 24 октября 2013 года N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54.
В соответствии с частями 3 и 4 указанной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Исходя из вышеизложенного, судья, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, может переквалифицировать незаконные действия участника публичного мероприятия на ч.5 указанной статьи. В противном случае производство по делу подлежит прекращению по соответствующим основаниям, предусмотренным ст.24.5 КоАП РФ.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.20.2 КоАП РФ и ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч.5 данной статьи предусматривает менее строгое наказание, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных Шохиревым Е.В. действий не изменится.
Следовательно, переквалификация его действий с ч.2 ст.20.2 КоАП РФ на ч.5 этой же статьи Кодекса согласуется с требованиями п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В нарушение требований ст.24.1 КоАП РФ указанные обстоятельства не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление подлежит отмене.
Принимая во внимание, что предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье, правомочному его рассмотреть.
С учетом изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу начальника отделения производства по делам об административных правонарушениях ОИАЗ УМВД России по г.Хабаровску Мун Г.И. удовлетворить.
Постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 03 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Шохирева Е.В. - отменить и дело возвратить на новое рассмотрение другому судье Центрального районного суда г.Хабаровска.
Судья Хабаровского краевого суда Е.В. Волошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.