Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Гвоздева М.В.
судей Дорожко С.И., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Арабаджи В.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
иску прокурора г. Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционному представлению Ио прокурора г. Хабаровска Степанищева В.Н. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 декабря 2016 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения прокурора Максименко Е.В., представителей администрации города Хабаровска Круковской П.В., Завгородней Н.А., представителя Правительства Хабаровского края Маслакова А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Хабаровска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Хабаровска по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Жириновского В.В. в интересах ФИО9 проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия мер к их устранению. Так, проверкой установлено, что на о. Б. Уссурийский расположено 28 частных домовладений (ул.ул. Релочная, Заречная, Береговая, пер. Насыпной).
На 16.07.2016 г. зафиксировано постоянное нахождение и проживание в посёлке: ФИО10, ФИО5, ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 всего 14 человек. Все перечисленные лица, согласно сведениям ОУФМС России по Хабаровскому краю и ЕАО в Индустриальном районе г. Хабаровска, состоят на регистрационном учете в поселке Уссурийский.
Всего по данным ОУФМС России по Хабаровскому краю и ЕАО в Индустриальном районе г. Хабаровска на 18.07.2016 на о. Б. Уссурийский зарегистрировано 64 гражданина в многоквартирных домах по ул. Насыпной, которые разрушены (за исключением дома N 56 по ул. Насыпной), а также 26 человек в индивидуальных жилых домах.
При этом ФИО5, ФИО6 и ФИО7, ФИО8 официально получают пенсионное обеспечение через ФГУП "Почта России" по адресу регистрации на о. Б.Уссурийский. Вызывает затруднение реализация данных полномочий, включая доставку почтовых сообщений в отсутствие постоянного транспортного сообщения.
Сообщение с поселком речным автотранспортом, не отвечает в полной мере требованиям к систематическому и бесперебойному транспортному сообщению, поскольку ограничено периодом навигации, а существующее расписание отправления речных судов ориентировано на прибывающих в поселок дачников без учета потребностей постоянных жителей поселка.
Обеспечение продуктами питания и товарами первой необходимости возможно в поселке только в период навигации.
Имеются проблемы с доставкой газа в поселок ввиду отсутствия постоянного сообщения с поселком. Проверкой выявлено, что подъездные дороги на территории Индустриального района г. Хабаровска, относящиеся к границам о. Б.Уссурийский отсутствуют. На съезде с моста через протоку Амурскую в сторону поселка имеется колея, сделанная автотранспортом жителей о. Б. Уссурийский и дачниками, которая не соответствует установленным законом требованиям и не может считаться дорогой, обеспечивающей бесперебойное транспортное сообщение с поселком.
Непринятие городским округом "Город Хабаровск" мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, проживающему в п. Уссурийский, а также по содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся в пределах границ городского поселения, влечет нарушение прав граждан и муниципального образования на обеспечение безопасности дорожного движения и транспортных услуг.
С учетом уточненных требований, просил суд возложить на администрацию городского округа "город Хабаровск" обязанность по организации постоянного бесперебойного транспортного сообщения для жителей о. Большой Уссурийский, между правобережной и левобережной частями территорий муниципального образования городского округа город Хабаровск в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность по обустройству автомобильных дорог в границах о. Б. Уссурийский до ул. ул. Релочная, Заречная, Береговая, пер. Насыпной г. Хабаровск в 6 месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 декабря 2016года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении Ио прокурора г. Хабаровска, повторяя доводы иска, не согласившись с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов выражает несогласие с выводами суда о том, что ранее, до возникновения чрезвычайной ситуации отсутствовало в каком-либо ином виде сообщение между правобережной и левобережными частями городского округа, поскольку объяснениями жителей, а также представителей администрации г. Хабаровска подтверждается, что до сентября 2013 года органом местного самоуправления устраивалась ледовая переправа в зимний период времени для жителей о. Б. Уссурийский.
Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии доказательств вынужденного проживания лиц, на которых указывает прокуратура, на о. Б. Уссурийский. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании ЖК РФ или федерального закона. Жители о. Б. Уссурийский, являясь собственниками жилых домов, расположенных на о. Б. Уссурийский, вправе проживать в них независимо от действий и решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти края.
Указывая, что органами исполнительной власти Хабаровского края проведена работа по строительству автодорожного моста на о. Б. Уссурийский через протоку Амурскую в районе Осиновой речки, который сдан в эксплуатацию в октябре 2013 года и посредством указанного автодорожного моста через протоку Амурскую обеспечено круглогодичное бесперебойное транспортное сообщение с о. Большой Уссурийский, суд оставил без внимания и не дал оценки, что дорога от о. Большой Уссурийский до автодорожного моста на Осиновой речке отсутствует, расстояние до моста составляет 40 км, людям в настоящее время приходится добираться только по необорудованной ледовой переправе пешком.
До 2013 года органом местного самоуправления обустраивалась ледовая переправа. В зимний период 2016-2017 гг. на территории городского округа "город Хабаровск" строительство ледовых переправ не планируется (ответ от 01.12.2016).
В связи с отсутствием транспортного сообщения жители о. Большой Уссурийский Индустриального района г. Хабаровска не обеспечиваются продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинской помощью, услугами почтовой связи, коммунальными услугами и отсутствует возможность для ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций.
Образующаяся в летний период времени колея от автотранспорта жителей о. Б. Уссурийский и дачниками на съезде с моста через протоку Амурскую не соответствует установленным законом требованиям и не может считаться дорогой, обеспечивающей бесперебойное транспортное сообщение с поселком.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, возражений администрации города Хабаровска, Правительства Хабаровского края, на него (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, часть территории о. Большой Уссурийский, в том числе в пределах улиц Релочная, Заречная, Береговая, пер. Насыпной относится к территории Индустриального района г. Хабаровска.
Постановлением администрации города Хабаровска от 09.08.2013 N 3099 "О введении режима чрезвычайной ситуации для сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС в пределах территории города Хабаровска" 09 августа 2013 г. с 17 часов 00 минут на территории города Хабаровска введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.09.2013 г. N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури жилые дома, расположенные на о. Б. Уссурийский в п. Уссурийский на улицах Релочная, Заречная, Береговая, пер. Насыпной были включены в границы зоны затопления.
Администрацией г. Хабаровска принято решение о сносе многоквартирных домов, расположенных на о. Б. Уссурийский.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Пунктом 7 Указа Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" рекомендовано органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2014 N 22 "Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением" при осуществлении градостроительной деятельности органам исполнительной власти Хабаровского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края предусмотрено исключить строительство объектов капитального строительства (в том числе жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры) без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В целях ликвидации последствий масштабного наводнения 2013 года внесены изменения в генеральный план городского округа "Город Хабаровск" решением Хабаровской городской Думы от 21.04.2015 N 97, утвержден проект планировки Индустриального района постановлением администрации города Хабаровска от 20.10.2014 N 4577.
Генеральным планом городского округа "Город Хабаровск" и проектом планировки сохранение существующей сети улиц в поселке Уссурийский не предусматривается.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, в том числе, показания свидетелей, руководствуясь ст. 67.1 Водного кодекса РФ, ст.ст. 1, 23 Градостроительного кодекса РФ положениями ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Хабаровского края от 10.12.2014 N 22 "Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением" Поручений Президента РФ от 15.11.2011 N Пр-3400 "Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года", Указом Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", установив, что многоквартирные дома NN 3, 56, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21 по ул. Насыпной в г. Хабаровске признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания, всем гражданам, проживавшим на острове Большой Уссурийский, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, нуждавшимся в предоставлении мер социальной защиты, такие меры были оказаны, при отсутствии доказательств вынужденного проживания граждан на указанном острове, исходил из установленных ст.ст. 34, 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ принципов решения вопросов местного значения, с соблюдением принципов эффективного использования бюджетных средств, отсутствия в Генеральном плане городского округа "Город Хабаровск" и проекте планировки сохранения существующей сети улиц в поселке Уссурийский, а решение определённых граждан, имеющих в собственности недвижимое имущество на о. Большой Уссурийский, о постоянном проживании на острове не может рассматриваться как основание для обязания администрации организовать постоянное бесперебойное транспортное сообщение между правобережной и левобережной частями городского округа, установив, что органами исполнительной власти Хабаровского края проведена работа по строительству автодорожного моста на о. Большой Уссурийский через протоку Амурскую в районе Осиновой речки, сданного в эксплуатацию в октябре 2013 г., посредством которого через протоку Амурскую обеспечено круглогодичное бесперебойное транспортное сообщение с о. Большой Уссурийский, установив наличие сообщения с о. Большой Уссурийский речным пассажирским транспортом, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по обеспечению бесперебойного транспортного сообщения учитывая, что заявленные требования без конкретизации каким образом должно быть организовано такое бесперебойное транспортное сообщение, выходят за рамки, предусмотренных ФЗ "О безопасности дорожного движения", ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" требований об обеспечении безопасности автомобильных дорог местного значения, вопросов сохранности автомобильных дорог местного значения и дорожной деятельности, принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам, в том числе тем, на которые ссылается в апелляционном представлении прокурор, дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по организации постоянного бесперебойного транспортного сообщения с островом Большой Уссурийский, суд обосновано исходил из наличия такого сообщения как речным пассажирским транспортом, так и по автодорожному мосту на остров Большой Уссурийский через протоку Амурскую в районе Осиновой речки, посредством которого через протоку Амурскую обеспечено круглогодичное бесперебойное транспортное сообщение с о. Большой Уссурийский.
Прокурор, указывая в представлении на отсутствие дороги до автодорожного моста на Осиновой речке при отдаленности его в 40 км, заявленные исковые требования не конкретизировал, в обоснование доводов, представив акт об отсутствии автомобильных дорог на острове Большой Уссурийский и заявляя требования о возложении обязанности по обустройству автомобильных дорог в границах острова Большой Уссурийский.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Под строительством в пункте 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действовавшей до 25 ноября 2013 года) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Таким образом, вопрос обустройства автомобильных дорог в силу действующего законодательства подлежит разрешению в отношении существующих объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для движения транспортных средств, на отсутствие которых ссылается прокурор.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. В то же время истец в силу требований ст. 39 ГПК РФ вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Положения части третьей статьи 196 ГПК Российской Федерации, рассматриваемые с учетом положений части первой статьи 39 данного Кодекса, обязывающие суд принять решение именно по заявленным истцом требованиям и позволяющие суду выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом, не предполагают возможности суда по собственной инициативе изменить предмет и основания иска, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, являются процессуальной гарантией права на судебную защиту. (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 N 2613-О)
Суд, разрешая заявленные требования, установив наличие круглогодичного бесперебойного транспортного сообщения между материковой и островной частью городского поселения, принял решение по заявленным прокурором требованиям и обоснованно отказал в их удовлетворении, поскольку предметом требований являлось обустройство несуществующих объектов транспортной инфраструктуры.
Доводы апелляционного представления об отсутствии ледовой переправы после 2013г., выводов суда не опровергают и отмену решения суда не влекут, поскольку допустимыми доказательствами отказа в организации такой переправы в 2017-2018г. не подтверждены, а ответ от 01.12.2016г. о том, что зимний период 2016-2017 гг. на территории городского округа "город Хабаровск" строительство ледовых переправ не планируется не свидетельствует об отсутствии планирования такой переправы в предстоящий период.
В целом, доводы, изложенные в апелляционном представлении, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных на основании исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ доказательств, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 декабря 2016 года по делу по иску прокурора г. Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности совершить определённые действия оставить без изменения, апелляционное представление- без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи С.И.Дорожко
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.