Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Жельнио Е.С.,
судей: Дорожкиной О.Б., Моргунова Ю.В.,
при секретаре Лыткиной А.Г.,
рассмотрев 12 мая 2017 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 5 п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управлению образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности,
с апелляционной жалобой Управления образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя процессуального истца Доськовой Т.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управлению образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности оснастить здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
В обоснование доводов ссылается на то, что прокуратурой в ходе проведения проверки по соблюдению требований антитеррористической безопасности в учреждениях образования выявлено, что в МБОУ COШ N 5 п. Маго отсутствует система видеонаблюдения.
Выявленные нарушения не способствуют обеспечению антитеррористической защищенности в МБОУ COШ N 5 п. Маго, минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористического акта на объекте, и способствуют проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала, чем нарушают конституционные права граждан на жизнь и здоровье. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников МБОУ COШ N 5 п. Маго создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ N 5 п. Маго учредителем учреждения является Николаевский муниципальный район Хабаровского края. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Николаевского муниципального района Хабаровского края осуществляет Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края. Собственником имущества и земельного участка данного образовательного учреждения является Николаевский муниципальный район. Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является совместной обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления.
С учетом уточнения требований, в окончательном виде просил суд обязать МБОУ COШ N 5 п. Маго, Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края оснастить здание указанного образовательного учреждения видеонаблюдением.
Определением Николаевского-на-Амуре городского суда от 06.02.2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года иск удовлетворен.
Судом постановленообязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 5 п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края, Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края оснастить здание образовательного учреждения - МБОУ COШ N 5 п. Маго системой видеонаблюдения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее по тексту Управление) просит решения суда в отменить в части возложения обязанности на Управление, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в данной, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в части Управления.
В доводах жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции оставил без внимания, что Управление не уполномочено законом и не имеет возможности оснащать образовательные учреждения системой видеонаблюдения.
Кроме того, полагает, что по существу, дело должно было быть рассмотрено в порядке КАС РФ, при этом, неопределенно заявленные исковые требования могут создать объективные трудности при исполнении решения суда.
Полагает, что расходы на приобретение и монтаж системы видеонаблюдения обязано нести образовательное учреждение, которое, в свою очередь, обязано обратиться к учредителю с целью предоставления необходимых денежных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края просит изменить решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, принять в данной части новое решение.
Представители МБОУ СОШ N 5 п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управления образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца Доськова Т.Ю. с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом, МБОУ COШ N 5 п. Маго является некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является деятельность по оказанию услуг в сфере общего образования.
Учредителем учреждения является Николаевский муниципальный район Хабаровского края. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Николаевского муниципального района Хабаровского края осуществляет управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.
В соответствии с Положением об управлении образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, размещенном на официальном сайте данного Учреждения, Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края входит в структуру Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, обеспечивающим осуществление полномочий Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задачами Управления образования, в том числе являются: создание необходимых условий для реализации прав граждан в области образования, гарантирующих охрану и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, их социально-правовую защиту; охрана прав несовершеннолетних на территории района.
На основании п. 6.1 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения муниципального района относится вопрос участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В ходе проверки, проведенной Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой на предмет соблюдения требований федерального законодательства по антитеррористической защищенности МБОУ COШ N 5 п. Маго установлено, что здание данного образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Распоряжению Губернатора Хабаровского края от 6 мая 2016 г. N 223-р "О подготовке муниципальных образовательных организаций в хабаровском крае к новому 2016/2017 году" во исполнение Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2008 г. N 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году", в целях своевременной и качественной подготовки муниципальных образовательных организаций в Хабаровском крае к новому 2016/2017 учебному году рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов края принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций, в том числе оснащению зданий видеонаблюдением.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь соответствующими нормами материального права, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, и достоверно установив, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, на которые возложена обязанность по финансированию профилактических мероприятий в области противодействия терроризму, одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения, обоснованно удовлетворил иск.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для возложения соответствующих обязанностей на Управления образования судебная коллегия полагает несостоятельными.
Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, являясь главным распорядителем бюджетных средств для организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, осуществляя функции в области финансово-экономической деятельности и материально-технического обеспечения образовательных учреждений в соответствии с Положением об управлении образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края обеспечивает целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств; заключает в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете, договоры со сторонними организациями, учреждениями, предприятиями, физическими лицами на выполнение различных необходимых для решения задач и функций, определенных настоящим Положением; разрабатывает и реализует совместно с руководителями подведомственных учреждений комплекс мероприятий, направленных, в том числе на обеспечение безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.
Выполнение возложенной на ответчиков обязанности направлено на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения.
Исходя из предмета и основания иска, доводы жалобы о том, что дело должно было быть рассмотрено в порядке КАС РФ, основаны на неверном толковании норм процессуального права и основанием для отмены решения суда первой инстанции не являются.
По вышеизложенным основаниям, иные доводы апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана соответствующая правовая оценка и оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 5 п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управлению образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности оснастить здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края без удовлетвореения.
Председательствующий Жельнио Е.С.
Судьи Дорожкина О.Б.
Моргунов Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.