Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Сенотрусовой И.В.,
судей Федоровой Г.И., Ющенко И.К.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карпухина А.В. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 02 марта 2017 года по исковому заявлению Карпухина А. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения истца, его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпухин А.В. обратился в суд с названным иском, в котором просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды: прохождение военной службы по призыву в воинской части 52985 с 19.01.1995 по 26.05.1995 в качестве "данные изъяты", прохождение венной службы по призыву с 27.05.1995 по 26.06.1996 в должности "данные изъяты" в/ч 78707 (отдельно аварийно-спасательный батальон 187 Отдельной спасательной бригады); прохождение военной службы по призыву с 26.06.1996 по 22.11.1996 в должности "данные изъяты"; прохождение военной службы по контракту в период с 18.08.1998 по 26.11.1998 в отдельном аварийно-спасательном батальоне 187 отдельной спасательной бригады в должности "данные изъяты"; возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста с момента обращения в суд - с 06.12.2016.
Требования мотивировал тем, что решением ответчика от 16.09.2016 N 313 в назначении пенсии ему отказано в связи с тем, что его специальный стаж составил 12 лет 08 месяца 25 дней при необходимом специальном стаже 15 лет. При этом в специальный стаж работы не засчитаны периоды прохождения военной службы по призыву и по контракту в качестве "данные изъяты". Считает решение об отказе в назначении пенсии незаконным и нарушающим его права.
Решением суда от 02.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Карпухин А.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом не учтены специальные нормы, позволяющие ему реализовать свое право на страховую пенсию по старости, а также то, что социальная гарантия в виде права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации возникает в силу особого характера работы "данные изъяты" и чрезвычайных условий выполнения должностных обязанностей. Судом также не учтено, что в спорные периоды, находясь на военной службе, истец фактически работал в Дальневосточном региональном центре МЧС по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий г. Хабаровск-43 Хабаровского края в качестве спасателя (классная квалификация и специальность подтверждены) и участвовал в поисково-спасательных работах. Полагает, что данные должности являются тождественными в силу идентичности выполняемых производственных функций.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В апелляционной инстанции Карпухин А.В., его представитель доводы и требования жалобы поддержали, представитель пенсионного фонда в суд апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом, уважительную причину неявки суду не сообщил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда постановленоправильно.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении.
Из материалов дела следует, что 26.08.2016 истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края за назначением досрочной страховой пенсии по старости (независимо от возраста) в связи с работой спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно спасательных формированиях и участием в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 16.09.2016 N 313 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием 15 лет специального стажа в качестве спасателя, требуемого в соответствии с п. 16 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В специальный стаж истца засчитано 12 лет 08 месяцев 25 дней, не зачтено - 02 года 03 мес. 23 дня, в том числе периоды: с 26.11.1994 по 22.11.1996 военная служба по призыву в воинской части 52985 в качестве "данные изъяты", в должности "данные изъяты"; с 07.07.1998 по 17.08.1998 военная служба по контракту в войсковой части 74888; с 18.08.1998 по 26.11.1998 военная служба по контракту в отдельном аварийно-спасательном батальоне 187 Отдельной спасательной роты.
Разрешая спор и отказывая Карпухину А.В. в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что факт участия Карпухина А.В. в период военной службы в спасательных работах, а также присвоение ему квалификации спасателя в период военной службы не является основанием для включения периода его военной службы в специальный стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством, регулирующим вопросы исчисления специального стажа. Вместе с тем, специальности, в которых он проходил службу в спорные периоды, не поименованы в перечне должностей и специальностей работников, дающих право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 78 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 702.
Судебная коллегия не находит оснований не согласится с выводами суда, так как они основаны на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с ч. 2 того же Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Назначение досрочно страховой пенсии по старости независимо от возраста установлено только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются: участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях по Перечню должностей и специальностей работников, дающему право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 782 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 702.
Основными условиями для назначения досрочно страховой пенсии по старости по достижении возраста 40 лет являются: участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянная работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях в должностях, предусмотренных Перечнем должностей и специальностей работников, дающим право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 702.
Поскольку специальности, в которых Карпухин А.В. принимал участие в спасательных операциях в период прохождения военной службы, не поименованы в вышеуказанном Перечне, то оснований для досрочного назначения ему страховой пенсии по старости не имеется.
Довод жалобы о том, что судом не учтены специальные нормы, позволяющие ему реализовать свое право на страховую пенсию по старости, не состоятелен, поскольку к рассматриваемому вопросу о пенсионном обеспечении подлежат применению положения Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которыми руководствовался суд первой инстанции.
Доводу о том, что суд не учел, что в спорные периоды истец, находясь на военной службе, фактически работал в Дальневосточном региональном центре МЧС по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий г. Хабаровск-43 Хабаровского края в качестве спасателя, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия согласилась.
Ссылка в жалобе на тождественность специальностей не основана на законе, в силу чего не может являться основанием к отмене решения суда.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 02 марта 2017 года по исковому заявлению Карпухина А. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.В. Сенотрусова
Судьи Г.И. Федорова
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.