Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении вопроса о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата,
по апелляционной жалобе Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Сырчиной Л.Н., заинтересованного лица Яковенко И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения антикоррупционного законодательства установлен факт нарушения председателем Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Яковенко И.В. статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции", выразившегося в том, что по состоянию на 30.05.2016 на официальном сайте администрации городского поселения в сети "Интернет" отсутствует информация о доходах председателя Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Яковенко И.В. и его супруги за 2014-2015 годы.
При этом в нарушение частей 7.1, 10.1, 11 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" представительным органом муниципального образования до настоящего времени полномочия депутата Яковенко И.В. не прекращены.
С учетом уточнений от 15.02.2017 (л.д. 42) просил признать незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, выразившегося в не рассмотрении вопроса о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Яковенко И.В.; обязать Совет депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края прекратить полномочия депутата Яковенко И. В..
Определением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 01 декабря 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Яковенко И. В..
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года административное исковое заявление Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Совет депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указал, что судом оставлены без внимания доводы о том, что проверка прокуратурой в отношении Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" проводилась формально; требования или запросы о предоставлении сведений по подаче деклараций депутатами Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" в адрес Советов депутатов не направлялись и не поступали.
Прокуратурой проведен опрос по обстоятельствам дела практически всех работников администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" за исключением тех сотрудников, которые в соответствии с трудовыми договорами несут ответственность за размещение, сохранение информации на сайте Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, соответственно, опрошены были сотрудники, не занимающиеся сбором деклараций у депутатов Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича".
Кроме того, оформление и направление документов между Советом депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" и администрацией городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" происходит через Главу администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
Суд первой инстанции не принял во внимание доводы представителя административного ответчика о том, что Администрация городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" не является работодателем депутатов Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, который является самостоятельным юридическим лицом.
Письменные возражения на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Яковенко И. В. является председателем Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича".
По результатам прокурорской проверки исполнения антикоррупционного законодательства выявлены нарушения, допущенные Яковенко И.В., выразившиеся в не предоставлении сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и супругу за 2014-2015 годы.
Обязанность муниципального служащего, включенного в перечень должностей муниципальной службы, предоставлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей установлена п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", также закреплена Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ст. ст. 12,15).
Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственным гражданскими служащими субъектов Российской Федерации (ст. 15 ).
Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 558 "О представлении гражданам, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, - при наделении полномочиями по должности ( назначении, избрании на должность); лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (за исключением Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной п. 1 этой статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, увольнение с работы в государственном (муниципальном) учреждении.
Согласно ч.7.1, ч.11 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворении в полном объеме.
При этом в качестве надлежащего доказательства подтверждения факта не предоставления декларации Яковенко И.В. за 2014-2015 годы, суд принял письменные объяснения должностных лиц Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", данные в ходе прокурорской проверки, критически отнесся к объяснениям Яковенко В.И., данным в суде и представленным Яковенко В.И. доказательствам: письменным объяснениям исполняющего обязанности Главы администрации Дмитриева И.В.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно доказанности факта непредставления Яковенко И.В. деклараций о доходах (расходах) за 2014-2015 годы, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства РФ: доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видео-конференцсвязи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видео-записи, заключения экспертов, электронные документы.
Доказательства, полученные с нарушением Федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
При рассмотрении дела, лица, пояснения которых положены в основу решения, в судебное заседание не вызывались, в качестве свидетелей не допрашивались, об ответственности за дачу ложных показаний не предупреждались.
Судом постановленорешение на недопустимых доказательствах, так как объяснения лиц, отобранные прокурором в ходе проведения проверки, равно как и заверенные администрацией письменные объяснения - являются ненадлежащими доказательствами, и не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии со статьей 61 КАС РФ: доказательства являются недопустимыми, если они не отвечают требованиям, указанным в статье 59 Кодекса.
При исключении недопустимых доказательств, никаких иных доказательств, на основании которых можно сделать вывод об обоснованности или необоснованности заявленных требований - материалы дела не содержат.
Судом не выяснено: какой именно порядок сдачи деклараций депутатами Совета был установлен в 2014, 2015 годах, действовала ли комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выборных должностных лиц органов местного самоуправления, кто из должностных лиц администрации был ответственным лицом за прием и регистрацию деклараций, предоставляемых депутатами, каким образом размещались сведения на сайте администрации, кто в указанный период был ответственным лицом за данные действия.
В соответствии с п. 1, 2, 3 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Кроме того, анализ материалов дела показал, что при рассмотрении дела судом первой инстанции к участию в деле не была привлечена администрация ГП "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края, учитывая, что прием деклараций, их регистрацию, размещение на сайте администрации осуществляли должностные лица администрации ГП "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле администрации ГП "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края, решение суда первой инстанции подлежит отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении вопроса о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата - отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.Ю. Позднякова
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.