Президиум Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Веретенникова Н.Н.
членов президиума Барабанова С.Г., Мироновой Л.Ю.,
Трофимовой Н.А., Пилипчук С.В.
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 06 июля 2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 октября 2016 года по гражданскому делу по иску Родионовой С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края о признании права на социальную пенсию по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Скурихиной Л.В., объяснения представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе им. Лазо Хабаровского края Соловьевой Ж.В., действовавшей на основании доверенности N от 09 января 2017 года, Трофимовой Е.В., действовавшей на основании доверенности N от 09 января 2017 года, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда
установил:
Родионова С.А., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе им. Лазо Хабаровского края с иском о признании за несовершеннолетней права на социальную пенсию по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить ФИО1 социальную пенсию по случаю потери кормильца с 24.02.2016 года.
В обоснование заявленных требований указала, что 24.02.2016 года в интересах опекаемой ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца. Решением пенсионного органа от 13.04.2016 года N10 в назначении указанной пенсии было отказано со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку документы о смерти кормильцев и документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с умершими кормильцами, не представлены, а право на указанную социальную пенсию наступает в случае смерти обоих родителей. Истец полагает решение пенсионного органа незаконным, при рождении ФИО1 потеряла обоих родителей, поскольку в свидетельстве о рождении ребенка сведения о родителях отсутствуют.
Решением суда района им. Лазо Хабаровского края от 06 июля 2016 года иск удовлетворен.
Судом постановленопризнать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке "адрес" социальную пенсию по случаю потери кормильца как ребенку, потерявшему обоих родителей, с 24 февраля 2016 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края в пользу Родионовой С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 октября 2016 года, принятым по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе им. Лазо Хабаровского края, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на допущенные судами, разрешившими дело, существенные нарушения норм материального права.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Скурихиной Л.В. от 20 апреля 2017 год кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Истец Родионова С.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась, посредством телефонограммы сообщила о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие.
Президиум Хабаровского краевого суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав объяснения представителей заявителя - Соловьевой Ж.В., Трофимовой Е.В., просивших отменить принятые по делу судебные постановления по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы, президиум Хабаровского краевого суда находит жалобу подлежащей удовлетворению в части.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При разрешении спора судами были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была оставлена в родильном доме, в свидетельстве о рождении ребенка сведения о родителях отсутствуют.
Постановлением Отдела опеки и попечительства по г. Хабаровску Министерства образования и науки Хабаровского края от 21.10.2011 года N09.1-03-1657 ребенок передан под опеку Родионовой С.А., проживающей по адресу: "адрес", исполняющей свои обязанности возмездно.
Родионова С.А., действуя в интересах опекаемой, обратилась 24.02.2016 года в пенсионный орган с заявлением о назначении ФИО1 социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края от 10.03.2016 года N8 (с изменениями, внесенными решением от 13.04.2016 года N10) в назначении пенсии отказано по причине отсутствия сведений об умерших кормильцах.
Удовлетворяя исковые требования и признавая за несовершеннолетней ФИО1 право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетняя фактически относится к категории лиц, потерявших обоих родителей. Отсутствие свидетельства о смерти родителей ФИО1 не может служить основанием к отказу в назначении ей социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку отсутствие сведений о родителях ребенка в свидетельстве о рождении подтверждает факт потери ребенком обоих родителей.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов о наличии у несовершеннолетней ФИО1 права на получение пенсии по случаю потери кормильца основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется, в том числе, нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пункт 1 статьи 1, статья 2, пункт 1 статьи 3).
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации - дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Этим лицам назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца (подпункт 8 пункта 1 статьи 4, пункт 6 статьи 5, подпункт 3 пункта 1 и пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Частью 1, пунктом 2 части 2, частями 3, 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств.
Исходя из положений статьи 42 Гражданского кодекса РФ, гражданин признается безвестно отсутствующим по решению суда.
Наступление смерти гражданина подтверждается свидетельством о смерти, выданном органом ЗАГС на основании актовой записи о смерти (статьи 64, 68 Федерального закона от 15.11.1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Из системного толкования вышеприведенных норм права усматривается, что право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца приобретают дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли или признаны безвестно отсутствующими один или оба родителя, или дети в возрасте до 18 лет умершей или признанной безвестно отсутствующей одинокой матери, назначение пенсии преследует цель сохранения ребенку прежнего уровня жизни, который он имел до смерти родителей или признания их безвестно отсутствующими.
Несовершеннолетние дети, единственный родитель или оба родителя которых неизвестны, относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данной категории детей установлены гарантии по социальной поддержке в виде дополнительных гарантий права на образование, права на медицинское обеспечение, права на имущество и жилое помещение, права на труд и на судебную защиту.
Пенсионное обеспечение (в том числе назначение пенсии по случаю потери кормильца) указанной категории детей данным законом не регулируется.
Как следует из материалов дела, родители несовершеннолетней ФИО1 не были признаны в установленном порядке безвестно отсутствующими, факт смерти указанных лиц соответствующими документами также не подтвержден, поскольку в связи с оставлением несовершеннолетнего ребенка в родильном доме сведениями о родителях ФИО1 никто не располагает.
Вывод судов первой и апелляционной инстанции о наличии оснований для признания за несовершеннолетней ФИО1 права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца постановлен без учета установленных обстоятельств и в нарушение вышеприведенных правовых положений.
Допущенные судами при рассмотрении дела нарушения норм материального права, являясь существенными, повлияли на исход дела, и без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе им. Лазо Хабаровского края, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 октября 2016 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе им. Лазо Хабаровского края удовлетворить в части,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 октября 2016 года отменить,
гражданское дело по иску Родионовой С.А. к Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе им. Лазо Хабаровского края о признании права на социальную пенсию по случаю потери кормильца передать в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда для нового рассмотрения в апелляционном порядке в ином составе судей.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Веретенников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.