Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 мая 2017 года
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Романчука В.В. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16 февраля 2017 года, которым отказано в удовлетворении его иска к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истца Романчука В.В. и его представителя Куценко Т.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романчук В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее - УПФР в городе Абакане Республики Хакасия) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости, мотивируя требования тем, что, имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении данной пенсии по
п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера). Однако, 29 июля 2016 года ему необоснованно было отказано по мотиву недостаточности специального стажа. При этом ответчик необоснованно исключил из подсчета стажа периоды работы:
с 01.09.1975 по 28.03.1979 и с 23.08.1981 по 30.11.1983 в производственном управлении жилищно-коммунального хозяйства Барун-Хемчиского райисполкома; с 01.12.1983 по 15.09.1989 и с 15.12.1994 по 08.09.1997 водителем в Кызыл-Мажалыкской нефтебазе; с 10.09.1997 по 10.12.1998 механиком в ЗАО "Ачинский бензин". Просил признать решение ответчика от 29.07.2016 об отказе в назначении пенсии незаконным, включить указанные периоды работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости и назначить данную пенсию с даты обращения в пенсионный орган (25.02.2016).
В судебном заседании представитель ответчика Малюкова М.И. иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Романчука В.В.
Суд постановилвышеприведенное решение, с которым не согласен истец Романчук В.В.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять новое. Указывает, что в периоды его работы, которые он просил включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, основным документом трудящегося являлась трудовая книжка, в которой имеются соответствующие записи о работе. Считает, что поскольку в архивных справках указано, что документы на хранение в архив не передавались либо поступили не в полном объеме, то оснований для отказа во включении указанных периодов работы в специальный стаж не имелось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В связи с неполным выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, судебной коллегией в качестве новых доказательств приобщены копии материалов пенсионного дела Романчука В.В. и копии трудовых книжек.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Федерального закона
N 400-ФЗ).
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Аналогичные положения были предусмотрены пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пп. "е" п. 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590.
Судом установлено, что 18.04.2016 Романчук В.В. обратился в УПФР в городе Абакане Республики Хакасия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и прав граждан на социальные выплаты УПФР в городе Абакане Республики Хакасия от 29.07.2016 Романчуку В.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием общего страхового стажа и стажа работы, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, необходимого для назначения названной пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ. Засчитано в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с 15.09.1989 по 15.12.1994 - 5 лет 3 месяца 1 день (1 год работы в МПКС за 9 месяцев работы в РКС), с 20.06.2007 по 31.10.2011
- 4 года 4 месяца 12 дней (1 год работы в МПКС за 9 месяцев работы в РКС). Продолжительность страхового стажа на дату обращения в пенсионный орган составила 11 лет 7 месяцев 14 дней, стажа работы, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, - 7 лет 2 месяца 17 дней.
Из трудовой книжки Романчука В.В. АТ VI N видно, что с 01.09.1975 по 28.03.1975 он работал рабочим в производственном управлении жилищно-коммунального хозяйства Барун-Хемчиского райисполкома ( запись N1 - пр.N 82 от 01.09.75 - запись N2 пр.N27 от 28.03.79).
Из трудовой книжки Романчука В.В. АТ VI N видно, что он работал: с 23.08.1981 по 30.11.1983 водителем в производственном управлении жилищно-коммунального хозяйства Барун-Хемчиского райисполкома (запись N3 приказ N17- К от 23.08.1981; запись N4 приказ N101- К от 30.11.1983) ; с 01.12.1983 водителем ( запись N 5 пркиазN117-К от 01.12.83), с 03.04.1989 переведен на должность механика в Кызыл-Мажалыкскую нефтебазу ( запись N6 - приказ N 89-К от 03.04.89); уволен приказом N07-к от 08.09.1997; с 10.09.1997 по 10.12.1998 механиком в ЗАО "Ачинский бензин" ( запись N 8 - приказ N 10к от 10.09.97, запись N10 пр.N25-к от 10.12.1998).
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.1994 N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" Барун-Хемчикский район и г. Кызыл включены в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с п. 11 раздела II "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж" Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из ответа государственного бюджетного учреждения "Государственный архив Республики Тыва" от 01.06.2016 N 1491 следует, что документы по личному составу ЗАО "Ачинский бензин" на хранение в Государственный архив Республики Тыва не поступали.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "Ачинский бензин" зарегистрировано 31.03.1998, а 24.12.2005 прекратило деятельность (ликвидировано вследствие банкротства).
Данных о деятельности ЗАО "Ачинский бензин" на территории Республики Тыва, материалы дела не содержат.
Иных доказательств работы в названном предприятии, материалы дела не содержат.
Поскольку ЗАО "Ачинский бензин" зарегистрировано только 31.03.1998, доказательств деятельности предприятия на территории Республики Тыва в период, указанный в трудовой книжки истца и работы истца на указанном предприятии, не имеется, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе во включении названного перила в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с судебным решением в части отказа в удовлетворении остальных требований истца.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ пи подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержались в ст. 10 и ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ст. 96 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 5 мая 1997 года N 77 - ФЗ).
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (в данном случае работодателем) своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данная правовая позиция выражена также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал", где указывается, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Из материалов пенсионного дела видно, что Романчук В.В. с 25.06.2007 был зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
Следовательно, в соответствии с п. 11 Правил периоды трудовой деятельности до регистрации гражданина в системе государственного пенсионного страхования могут быть подтверждены записями в трудовой книжке, при условии, что они содержат правильные и точные сведения.
Как указано в п. 60 Правил записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В силу ст. 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.
Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации свыше пяти дней.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации. Взыскания в трудовую книжку не записываются.
В соответствии с п. 2.2 Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162) заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
В трудовую книжку вносятся: сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение.
В силу пункта 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 в графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии).
Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу.
В графе 3 делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования, наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, а в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу.
Записи в трудовых книжках Романчука В.В. выполнены должностными лицами - инспектором ОК, заверены печатью, указаны: порядковый номер, организация, должность, номер и даты приказов приема - увольнения, то есть, записи в трудовой книжке, оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Согласно архивной справки районного архива Барун-Хемчинского кожууна Республики Тыва от 23.05.2016 N353 следует, что в Барун-Хемчинском районном архиве документы по личному составу и книги по начислению зарплаты производственного управления ЖКХ Барун-Хемчинского райисполкома сданы за 1975, по 1979, 1981, 1982, 1983 года. В данных книгах ФИО Романчук В.В. не найдено, в связи с чем, подтвердить трудовой стаж и выдать справку о заработной плате за период с 23.08.1981 по 30.11.1983 не представляется возможным.
Из архивной справки от 19.05.2016 N 342 районного архива Барун-Хемчинского кожууна Республики Тыва следует, что приказы по личному составу Кызыл-Мажалыкской нефтебазы за 1983, 1989, 1997 годы архив администрации Берун-Хемчинского района сданы в неполном составе. В имеющихся на хранении приказах не найдены сведения о принятии на работу и об увольнении с работы, в связи с чем, период работы Романчук В.В. подтверждается лишь справкой о начислении по заработной плате.
Согласно выписки из книги по заработной плате Кызыл-Мажалыкской нефтебазы имеются сведения о заработной плате Романчук В.В. в период с сентября 1989 по декабрь 1994 года (период с 15.09.1989 по 15.12.1994 включен ответчиком в бесспорном порядке), что подтверждается архивной справкой от 19.05.2016 N 343.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа во включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов работы с 01.09.1975 по 28.03.1975 рабочим в производственном управлении жилищно-коммунального хозяйства Барун-Хемчиского райисполкома; с 23.08.1981 по 30.11.1983 водителем в производственном управлении жилищно-коммунального хозяйства Барун-Хемчиского райисполкома; с 01.12.1983 по 14.09.1989 водителем
(с 03.04.1989 механиком) в Кызыл-Мажалыкской нефтебазе; с16.12.1994 по 08.09.1997 механиком в Кызыл-Мажалыкской нефтебазе и указанные периоды трудовой деятельности истца подлежат включению в названный стаж, поскольку каких-либо оснований сомневаться в том, что истец в указанные периоды работал в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не имелось. Трудовые книжки истца являются допустимыми и достоверными доказательствами, подтверждающими в установленном порядке работу истца в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган страховой стаж истца с учетом включенных ответчиком и судом первой инстанции в календарном исчислении составлял 23 года 11 месяцев 26 дней (с 01.09.1975 по 28.03.1975; 23.08.1981 по 30.11.1983; с 01.12.1983 по 02.04.1989;
с 03.04.1989 по 08.09.1997; с 20.06.2007 по 31.10.2011).
Как видно из материалов пенсионного дела, в страховой стаж Романчука В.В. засчитан период службы в армии по призыву с 15.05.1979 по 15.05.1981.
В силу ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 (в ред. до 01.01.2010) при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и п. 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590.
С учетом приведенных правовых норм, страховой стаж истца превышает 25 лет, при этом он более 20 лет проработал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости со дня обращения за указанной пенсией.
Обращаясь в суд с иском, Романчук В.В. просил назначить пенсию с 25.02.2016.
Между тем, из заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) в пенсионный орган Романчук В.В. обратился 18.04.2016, достигнув к этому моменту возраста 55 лет.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части отказа о признании решения управления пенсионного фонда N 598 от 29.07.2016 об отказе в назначении пенсии незаконным, о включении периодов работы с 01.09.1975 по 28.03.1979 и с 23.08.1981 по 30.11.1983 в производственном управлении жилищно-коммунального хозяйства Барун-Хемчиского райисполкома; с 01.12.1983 по 15.09.1989 и с 15.12.1994 по 08.09.1997 водителем в Кызыл-Мажалыкской нефтебазе; и назначении ему досрочной страховой пенсии по старости отменить и принять новое о включении названных периодов в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначении Романчуку В.В. досрочной страховой пенсии по старости с 18.04.2016.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия
от 16 февраля 2017 года по настоящему делу отменить в части принять новое.
Включить Романчуку В.В. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 1 сентября 1975 года по 28 марта 1979 года в качестве рабочего, с 23 августа 1981 года по 30 ноября 1983 года в качестве водителя Производственного управления жилищно-коммунального хозяйства Барун-Хемского райисполкома;
с 1 декабря 1983 года по 2 апреля 1989 года в качестве водителя, с 3 апреля 1989 года по 8 сентября 1997 года в должности механика в Кызыл-Мажалыгской нефтебазы.
Обязать государственной учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане назначить Романчуку В.В. досрочную страховую пенсию по старости
с 18 апреля 2016 года.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Романчука В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.С. Топоев
Судьи: Т.М. Капустина
В.Н. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.