Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Киселёвой О.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия Крылова Б.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 марта 2017 года, которым оставлено без изменения постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия от 02 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении
должностного лица - Министра здравоохранения Республики Хакасия, Коган Натальи Васильевны, "данные изъяты"
о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Огласив жалобу, заслушав прокурора Гончаренко С.Ю., прокурора Тулину О.Е., поддержавших протест, защитника Аданакову И.А., возражавшую против удовлетворения протеста, изучив материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия от 02 февраля 2017 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица - Министра здравоохранения Республики Хакасия, Коган Н.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 марта 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, и.о. прокурора Республики Хакасия Крылов Б.А. обратился в Верховный Суд РХ с протестом, в котором просит постановление и решение суда первой инстанции отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по РХ. Считает, что действия должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Полагает, что выводы суда о том, что Коган Н.В. не является субъектом данного состава административного правонарушения и на ее действия не распространяются требования Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм материального права. Ссылаясь на положения Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей", п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", указывает, что гражданин, получающий бесплатную медицинскую помощь, является потребителем услуг в сфере здравоохранения, а на министерство, в силу положений Федерального Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Постановления Правительства РХ от 11.06.2009 N 260, утвердившего положение о Министерстве здравоохранения РХ, возложена обязанность по своевременному обеспечению льготной категории населения лекарственными препаратами, и оно является исполнителем услуги в виде предоставления льгот и преимуществ, установленных законом. Поскольку указанная обязанность министерством не исполняется (закупки для целей обеспечения граждан льготными лекарствами не организуются, контроль за исполнением заключенных государственных контрактов не осуществляется), бездействие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.8 КоАП РФ. Утверждает, что в постановлении по делу об административном правонарушении и решении суда отсутствует оценка исследованных по делу доказательств.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда законным и обоснованным.
Статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность отмены решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и возвращение дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; либо в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При рассмотрении указанного дела судом первой инстанции таких существенных процессуальных нарушений не допущено.
В силу ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ административным правонарушением признается непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Республики Хакасия в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения Министерством здравоохранения Республики Хакасия бюджетного законодательства и законодательства о закупках. Выявлены нарушения закона об охране здоровья граждан.
Постановлением и.о. прокурора РХ от 29.12.2016 в отношении министра здравоохранения РХ Коган Н.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.8 КоАП РФ. Согласно постановлению, объективная сторона правонарушения в виде непредоставления потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, выражалась в следующем.
В соответствии с положениями ч. 1, п.п. 5, 6 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ устанавливают, в том числе перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", Законом N 323-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", Правительство Республики Хакасия Постановлением от 29.12.2015 N 725 утвердило территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2016 год (далее - Программа). Данной программой установлены порядок и условия предоставления медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных Перечнем жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждены Перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-ти процентной скидкой (далее - Перечень).
На основании п.2.2 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 "О Порядке отпуска лекарственных средств" по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N N (л) и N/у-Об(л), аптечными учреждениями (организациями) отпускаются лекарственные средства, включенные в утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России N 665 от 18 сентября 2006 года Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой.
Согласно п. 2.13 указанного Приказа, рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).
В соответствии с п.2.11 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 "О Порядке отпуска лекарственных средств" при отпуске лекарственного средства, включенного в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иного лекарственного средства, отпускаемого бесплатно или со скидкой, работник аптечного учреждения (организации) может осуществлять синонимическую замену лекарственного средства.
На основании п.2.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных условий отдельным категориям граждан", в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов, необходимых гражданину, аптечные учреждения организуют в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляют отпуск аналогического лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 N 260 Положению о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия (далее - Министерство), Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, включая вопросы организации оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения (п. 1), на него возложена обязанность по своевременному обеспечению льготной категории населения лекарственными препаратами (пп. 4.2.3, 4.3, 4.4.3, 4.4.17, 4.4.19), министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности (п.8).
Согласно Федеральному закону "О защите прав потребителей" льготная категория граждан является потребителями социальных услуг, для которых в соответствии с законом предусмотрено лекарственное обеспечение.
Вопреки вышеуказанным требованиям закона, меры по обеспечению указанной социальной категории граждан жизненно необходимыми лекарственными препаратами Министерством не принимались, в связи с чем были нарушены права в сфере охраны здоровья и обеспечения гарантированной государством медицинской помощи.
Так, ФИО8, страдающий заболеваниями "данные изъяты" по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ лекарственным средством "Престариум 8 мг., табл N" не обеспечен; ФИО9( диагноз "данные изъяты" по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ не предоставлен лекарственный препарат регулярного приема "Амлодипин 10 мг. табл. N"; лекарственный препарат "Летрозол 2,5 мг, N", по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ выдан ФИО10, "данные изъяты"., страдающей "данные изъяты", только ДД.ММ.ГГГГ, по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ этот же лекарственный препарат выдан ей лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме этого, в 2016 году прокурорами г. Абакана, Саяногорска,Бейского, Боградского, Усть-Абаканского районов в суды направлено 35исковых заявлений в защиту интересов льготной категории граждан, в том числе детей-инвалидов, об обеспечении их необходимыми лекарственными препаратами.
Дело об административном правонарушении, возбужденное постановлением прокурора, рассмотрено 02 февраля 2017 года. Руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - Коган Н.В., в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения.
Рассмотрев протест прокурора на указанное постановление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции признал постановление о прекращении производства по делу законным и обоснованным.
Оснований не согласиться с этим выводом суда не имеется.
Так, аргументируя свои выводы, суд первой инстанции обоснованно учел, что объектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, защиты прав потребителей; непосредственным предметом посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг; объективная сторона деяния выражается в нарушении требований законодательства о защите прав потребителей.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно Преамбуле, регулирует отношения, возникающие из возмездных договоров между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, следовательно, не распространяется на отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия.
Поскольку орган государственной власти субъекта РФ не является субъектом правоотношений, регулируемых Законом РФ "О защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к верным выводам об отсутствии в деянии состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.8 КоАП РФ.
Доводы протеста о том, что на Министерство в силу положений Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Постановления Правительства РХ от 11.06.2009 N 260 возложена обязанность по своевременному обеспечению льготной категории населения лекарственными препаратами, в связи с чем, исходя из положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", Министерство является исполнителем услуги в виде предоставления льгот и преимуществ, установленных законом, суд второй инстанции полагает несостоятельными.
В силу требований Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", исполнитель услуги - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям именно по возмездному договору.
Правоотношения, возникающие между гражданином, получающим бесплатную медицинскую помощь, и исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функцию по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, включая вопросы организации оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения, не регулируются законом о защите прав потребителей. Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, производится в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, входит в набор социальных услуг, предоставляемых государством. Таким образом, исполнительный орган государственной власти не является исполнителем и не оказывает услуги по возмездному договору.
Судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод прокурора о том, что в силу положений п. 8 приведенного постановления Пленума, права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей, поскольку в данном случае правоотношения возникают в сфере предоставления социальной государственной помощи Министерством, а не при использовании конкретной услуги гражданином, в ходе реализации своих прав.
Доводы, содержащиеся в протесте о том, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не исполняются обязанности по организации закупок для целей обеспечения граждан льготными лекарствами, по осуществлению контроля за исполнением заключенных государственных контрактов, с приведением данных о количестве необеспеченных лекарствами льготных рецептов, не свидетельствуют, что указанное бездействие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.8 КоАП РФ.
Кроме того, оценивая указанные доводы, суд второй инстанции принимает во внимание, что приведенные обстоятельства выходят за пределы судебного разбирательства, обозначенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении; учитывает положения ст. 2.4 КоАП РФ, в силу которых должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, и исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, устанавливающей презумпцию невиновности, отмечает, что доказательств, опровергающих утверждение должностного лица о надлежащем исполнении служебных обязанностей, материалы дела не содержат.
Таким образом, вопреки доводам протеста, судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно выяснены все обстоятельства дела, тщательно исследованы все доказательства, имеющиеся в деле, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в решении суда содержатся мотивированные выводы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.8 КоАП РФ. Сомнений в правильности этих выводов не имеется.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, суд второй инстанции полагает несостоятельными.
Нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в ходе производства по делу не допущено. Рассмотрение дела произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 марта 2017 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - Министра здравоохранения Республики Хакасия Коган Натальи Васильевны - оставить без изменения, а протест и.о. прокурора Республики Хакасия - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.