Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе:
председательствующего Бочкова Л.Б. (докладчик),
судей: Клюева С.Б., Смирновой Е.И.,
при секретаре Лещевой А.А.,
с участием представителя истца Бликова Е.В. - Богорадниковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 6 февраля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Бликов Е.В. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы тем, что на основании решения Кировского районного суда г.Самары от 20.03.2008г. истец является собственником жилого здания 52,20 кв.м, расположенного на земельном участке площадью 1242,7 кв.м по адресу: "адрес" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.09г. серии N. Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 08.12.11г. серии N).
В целях приобретения в собственность земельного участка, занимаемого жилым домом истец обратился в Территориальное управление Росимущества в Самарской области с заявлением от 18.12.2015г. Однако, 31.12.2015г. на основании письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 30.12.2015г. ТУ Росимущества в Самарской области ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка. В письме Департамента указано, что согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденным Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.01г. N61 земельный участок находится в составе двух территориальных зон: зона центра рекреационных территорий (Р-1); зона парков, бульваров, набережных (Р-2). Часть объекта принадлежит территории общего пользования. В соответствии с пп.2 п.4 ст.36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Информация о том, по какой причине часть испрашиваемого в собственность земельного участка относится к территории общего пользования, в письме Департамента отсутствует. Руководствуясь данным ответом Департамента, отказывая в предоставлении в собственность земельного участка, ТУ Росимущества в Самарской области в своем письме от 31.12.2015г. указало, что согласно ст.28 ФЗ РФ от 21.12.2001г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земли общего пользования не подлежат отчуждению.
Истец считает отказ ТУ Росимущества в предоставлении в собственность земельного участка, содержащийся в письме от 31.12.2015г. исх. N, незаконным и необоснованным по следующим причинам. Согласно п.6,7 ст.1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.01г. N61, испрашиваемый истцом в собственность земельный участок находится в границах двух территориальных зон: зона центра рекреационных территорий (Р-1); зона парков, бульваров, набережных (Р-2). Согласно вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г.Самары от 14.09.2015г. по гражданскому делу N2-4505/15 по заявлению Бликова Е.В., включение земельного участка в состав рекреационной, а не жилой зоны, также как и отнесение земельного участка к составу двух территориальных зон при утверждении Правил застройки и землепользования в г. Самаре, не является препятствием для реализации права на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости. Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Испрашиваемый земельный участок не относится к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Ранее данный земельный участок на основании постановления администрации г. Самары от 01.02.93г. N был предоставлен на праве постоянного пользования Самарскому бассейновому узлу связи и радионавигации Волжского объединенного речного пароходства (в последующем ФГУП "Центр связи и радионавигации Волжского бассейна"). ФГУП "Центр связи и радионавигации Волжского бассейна" было выдано свидетельство о праве постоянного пользования на землю от 18.03.93г. N.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 20.03.09г. N была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1242,7 кв.м, занимаемого жилым домом с приусадебным участком, на кадастровом плане территории кадастрового квартала N. Он был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N. В последующем, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Самарской области от 13.12.12г. N, право постоянного пользования ФГУП "Центр связи и радионавигации Волжского бассейна" на земельный участок было прекращено, и он был передан в собственность Российской Федерации.
В соответствии с п.11 ст.1 ГрК РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, а также границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения обозначаются красными линиями. Информация о наличии красных линий в схеме расположения земельного участка площадью 1242,7 кв.м на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 20.03.09г. N отсутствует.
План границ земельного участка, изготовленный "данные изъяты" и согласованный Управлением Главного архитектора Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара 01.03.06г. содержит отметку "красных линий нет".
Истец полагает, что таким образом, у Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара отсутствуют правовые основания утверждать, что часть испрашиваемого им земельного участка относится к территории общего пользования.
Истец указал, что первоначально он обращался в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в Самарской области, содержащегося в письме от 31.12.15г. исх. N, в предоставлении в собственность истца земельного участка. Определением Ленинского районного суда г.Самары от 22.01.16г. отказано в приеме данного заявления, поскольку судом было усмотрено наличие спора о праве на земельный участок. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.03.16г. данное определение суда оставлено без изменения. Судебная коллегия указала, что из содержания искового заявления усматривается наличие материального спора о праве на испрашиваемый земельный участок, что предполагает рассмотрение заявления в исковом порядке, с соблюдением требований ст.ст.131, 132 ГПК РФ.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ТУ Росимущества в Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ним договор купли-продажи земельного участка площадью 1242,7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Кировского районного суда г. Самары от 06.02.2017г. исковые требования Бликова Е.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, удовлетворены; постановленообязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в течение месяца после вступлении данного решения суда в законную силу, заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1242,7 кв.м. по адресу: "адрес" с Бликовым Е.В.
В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства г.о. Самара просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На апелляционную жалобу от Бликова Е.В. поступил отзыв, в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Бликова Е.В. - Богорадникова О.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились. О дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки в суд не уведомили. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
В силу п. 3 ст. 35 ЗК РФ, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здание, сооружение установлен статьями 39.14 (п. 1 пп. 7), 39.20 (п. 1) Земельного кодекса.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п.п. 2. п. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, а также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними".
В силу ч. 3 ст. 28 ФЗ РФ от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно свидетельству о праве собственности на землю от 18.03.1993г. N Самарскому бассейновому узлу связи и радионавигации ВОРП-а на основании постановления администрации г. Самары N от 01.02.1993г. предоставлено право постоянного пользования земельным участком на берегу р. Волги в районе поляны Фрунзе в Кировском районе.
Распоряжением ТУ Росимущества в Самарской области N от 13.12.2012г. прекращено право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком ФГУП "Центр связи и радионавигации Волжского бассейна".
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара N от 20.03.2009г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 1242,7 кв.м, занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком по адресу: "адрес"
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.02.2009г. Бликову Е.В. на праве собственности принадлежит объект индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес"
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2011г. признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области от 18.03.2011г. N01/449/2011-77 в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок площадью 1242,70 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес" обязать Управление Росреестра по Самарской области по вступлении решения в законную силу в месячный срок осуществить регистрацию права собственности РФ на указанный земельный участок.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.12.2011г. земельный участок по адресу: "адрес" с кадастровым номером N является собственностью РФ.
Согласно письму Департамента градостроительства г.о. Самара от 30.12.2015г. земельный участок по адресу: "адрес" с кадастровым номером N площадью 1243 кв.м имеет вид использования - занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположен в нескольких территориальных зонах: часть участка - в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2), часть - в зоне центра рекреационных территорий (Р-1), разрешенные виды использования установлены ст. 30 Правил застройки и землепользования в г. Самара. На часть участка действуют градостроительные регламенты зоны парков, бульваров, набережных Р-2. На часть участка действуют градостроительные регламенты зоны парков, бульваров, набережных Р-1, участок находится в водоохраной зоне водного объекта (Саратовское водохранилище), часть объекта принадлежит территории общего пользования.
Согласно письму ТУ Росимущества в Самарской области от 31.12.2015г. Бликову Е.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, так как часть данного участка принадлежит территории общего пользования, в связи с чем, имеется запрет на приватизацию.
Согласно кадастровой выписке от 20.04.2016г. земельный участок по адресу: "адрес" с кадастровым номером N имеет площадь 1243 кв.м, разрешенное использование - занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, категория земель - земли населенных пунктов, правообладатель - РФ, что так же подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.01.2017г., а так же кадастровым паспортом от 15.12.2015г.
Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий участка из оборота, сведений о нахождении в границах красных линий, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для муниципальных нужд также не имеется.
К материалам дела приобщена домовая (поквартирная) книга для регистрации граждан, проживающих в д. б/н по адресу: "адрес" из которой следует, что по данному адресу зарегистрирован, в том числе, Бликов Е.В., что также подтверждается справкой N от 06.03.2008г. Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Кировского района г.о. Самара.
Согласно заключению кадастрового инженера спорный участок находится в двух территориальных зонах Р2 (зона парков, бульваров, набережных) и Р (1) (рекреационная территория ), так же согласно плану границ участка от 01.03.2006г., он находится в прибрежной полосе водоохраной зоне р.Волги, красных линий нет.
В судебном заседании кадастровый инженер ФИО1 пояснил, что в 2009 г. делали землеустроительное дело, никаких пересечений границ спорного участка с границами смежных участков, не было, иначе бы участок не поставили на кадастровый учет. Так же были на приеме и получили ответ, что пересечений нет, и подписал главный технолог ФИО2
Доказательств необоснованности выводов заключения кадастрового инженера, ответчиком не представлено.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 20.03.2008г. за Бликовым Е.В. признано право собственности на жилой дом общей площадью 52,2 кв.м по адресу: "адрес" в порядке приватизации.
Согласно сведениям Отдела водных ресурсов по Самарской области от 18.01.2017г. спорный земельный участок находится в водоохраной зоне, вне береговой полосы Саратовского водохранилища.
Земельный участок истца находится в водоохраной зоне, земельные участки в составе водоохранных зон рек и водоемов не относятся к землям природоохранного назначения, законодательство не содержит ограничений по отчуждению таких земельных участков (статья 65 Водного кодекса РФ, пункт 8 статьи 28 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ), для данных участков установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Согласно техническому паспорту от 02.06.2016г., по адресу: "адрес" расположен жилой дом площадью 64,1 кв.м, общей площадью 52,2 кв.м, жилой - 38,8 кв.м, подсобной - 13,4 кв.м, площадью помещений вспомогательного использования - 11,9 кв.м, самовольно переустроенной или перепланированной - 24,7 кв.м.
Участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес" согласно выписке из ЕГРН от 24.01.2017г. относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства.
Согласно сведениям Департамента градостроительства г.о. Самара от 26.01.2017г. земельный участок по адресу: "адрес" с кадастровым номером N площадью 1242 кв.м имеет вид использования - индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, расположен в двух территориальных зонах: часть участка - в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2), часть - в зоне центра рекреационных территорий (Р-1), разрешенные виды использования на часть участка установлены ст. 30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре. На часть участка действуют градостроительные регламенты зоны парков, бульваров, набережных Р-2. На часть участка действуют градостроительные регламенты зоны парков, бульваров, набережных Р-1, участок находится в водоохраной зоне водного объекта (Саратовское водохранилище), часть объекта принадлежит территории общего пользования.
В силу п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 (в действующей редакции) объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами, при этом, исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, а применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 3.3 "Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998г. N 18-30, установлено, что красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 "Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ", принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. N18-30).
В силу п. 4.6 "Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998г. N 18-30, корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании ст. 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. При этом если земельный участок не огорожен, либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Возведение в установленном порядке на земельном участке строения или сооружения исключает его общедоступность, которая является обязательным признаком земель общего пользования.
Судом установлено, что спорный земельный участок огорожен, его границы сформировались до 1946 года, спора о границах земельного участка со смежными землепользователями не имеется, красные линии на момент предоставления земельного участка отсутствовали, объектов общего пользования на нем расположено не было и в настоящее время также не имеется.
Указанные обстоятельства исключают общедоступность использования спорного земельного участка, которая является обязательным признаком земель общего пользования. Следовательно, испрашиваемый земельный участок не может относиться к территории общего пользования, поскольку им не может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.
На основании изложенного, законодателем установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, однако данный запрет распространен на земельные участки общего пользования, уже занятые улицами, автомобильными дорогами и другими объектами общего пользования.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что "Правила застройки и землепользования в городе Самаре", утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре", не могут быть применены к отношениям, возникшим до вступления их в законную силу, поскольку спорный земельный участок был образован без учета действующего правового зонирования территории, жилой дом по адресу: "адрес" возведен изначально в 1946г., что усматривается из технического паспорта жилого дома, а затем в 1957г. произведено строительство нового дома на основании разрешения Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся от 26.03.1959г. N. При этом суд правильно указал, что факт нахождения части испрашиваемого участка в границах красных линий само по себе не является основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований.
Нахождение части земельного участка в красных линиях не может быть основанием к отказу в исковых требованиях, так как наличие красных линий не говорит само по себе об отсутствии права на приватизацию земельного участка.
Сведений о том, к какой разновидности территории общего пользования относится часть испрашиваемого земельного участка и какими объектами общего пользования она занята, Департаментом градостроительства г.о. Самара не предоставлено.
К материалам дела приобщены схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане, план границ земельного участка от 01.03.2006г., из которого следует, что участок находится в прибрежной полосе водоохраной зоны, красных линий нет, схема расположения земельных участков, в том числе с кадастровым номером N, на карте градостроительного зонирования.
Вместе с тем, согласно сведениям Отдела водных ресурсов по Самарской области от 13.04.2015г., от 27.01.2017г., от 18.01.2017г. спорный земельный участок находится в водоохраной зоне, вне береговой полосы Саратовского водохранилища.
Согласно сведениям ФФГУП "ФПК Росреестра" по Самарской области от 09.01.2017г., от 25.01.2017г. в ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером N, выявлено пересечение его границ с границами смежного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" площадью 185,20 кв.м, правообладатель - МО г.о. Самара.
Однако, согласно сведениям ФФГУП "ФПК Росреестра" по Самарской области от 31.01.2017г. сведения об описании местоположения границ участка с кадастровым номером N и участка с кадастровым номером N внесены в ЕГРН, технической ошибки в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек границ данных участков, а так же пересечения границ данных земельных участков не выявлено.
Согласно сведениям ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о 19.01.2017г. в ЕГРП содержатся сведения о спорном земельном участке со статусом "учтенный", участок находится в собственности РФ.
Доказательств того, что спорный земельный участок зарезервирован либо резервирование зарегистрировано в установленном законом порядке, ответчиком не представлено.
Документов, подтверждающих запланированное размещение на спорном земельном участке какого-либо объекта на основании утвержденной в установленном порядке градостроительной документации суду также представлено не было.
В силу п. 1, п. 2 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристической базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В силу ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре, рекреационные зоны Р-1, Р-2 - это зоны парков, бульваров, набережных, алей, скверов, садов, гостиниц, спортплощадок ...
В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение названного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Особо охраняемая природная территория считается образованная с момента утверждения ее границ и положения о ней органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Рекреационная "предназначенность" означает наличие необходимых экологических, пространственных, культурологических и прочих свойств земельного участка, позволяющих использовать его для рекреационных нужд. Поэтому рекреационное назначение имеют также рекреационные зоны в составе земель населенных пунктов, включающие в себя земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма (ч. 11 ст. 35 ГрК РФ).
Доказательств того, что на спорном земельном участке имеются какие-либо объекты общего пользования и объекты рекреационного назначения (дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, детские спортивные лагеря и т.п.), суду не представлено.
Суд правильно указал в решении, что сам по себе факт включения части спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 ЗК РФ является ограниченным в обороте, и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Каких-либо сведений о нахождении на спорном земельном участке иных объектов недвижимости, имеющих иных правообладателей, кроме того, который принадлежит истцу, суду представлено не было.
Согласно п.п. 2 и 3 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, установлен ст. 27 ЗК РФ.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с координатами точек, его схема Департаментом управления имуществом утверждена, из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, то какие-либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцу отсутствуют.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных норм закона, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в течение месяца после вступлении решения суда в законную силу, заключить с Бликовым Е.В. договор купли-продажи спорного земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и основаны на неправильном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 6 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.