Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца М.Е.Л. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 05 октября 2016 года по делу
по иску М.Е.Л. к Министерству Финансов Российской Федерации, ИВС г.Барнаула о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.Е.Л. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ИВС г. Барнаула о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что в период с февраля 2007 года по август 2007 года истец содержался в камерах NN2, 3, 5, 6, 10, 18, где отсутствовали индивидуальные спальные места. Деревянное покрытие полов было гнилым, под ним стояла вода. Также в камерах водились насекомые, грызуны, площадь камер не соответствовала санитарным нормам. Вместо окон были оборудованы металлические решетки и жалюзи, которые не пропускали свежий воздух. Санузел был оборудован без соблюдений требований приватности, санитарная обработка камер не проводилась. Постельное белье и постельные принадлежности не выдавались. Температурный режим и освещение в ИВС не соответствовали нормам, вентиляция не функционировала. Банно-прачечные процедуры не предоставлялись, душевая функционировала с перебоями, без горячей воды, в связи с чем, у истца возникли кожные заболевания. Медицинская помощь истцу не оказывалась, продолжительность прогулок не соответствовала нормам, радиоточка функционировала с перебоями. Питание было холодным, низкого качества, а в камерах отсутствовали холодильники, в связи с чем, продукты питания быстро портились.
На основании вышеизложенного, истец просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 450 000 рублей, поскольку пребывание в данных условиях унизило его человеческое достоинство.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 05 октября 2016 года исковые требования М.Е.Л. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе М.Е.Л. просит решение отменить, поскольку полагает, что оно не соответствует требованиям законности и обоснованности, взыскать запрашиваемую компенсацию с ответчика в полном объеме. В качестве обоснования своей позиции указывает, что во время его пребывания во всех камерах изолятора имелись нарушения требований санитарной нормы площади на человека, не выдавались матрацы и постельное белье, санитарный узел не соответствовал требованиям приватности, отсутствовало освещение, вентелляция была сломана и не работала, радиоточка работала очень редко, в камерах было холодно, отсутствовали окна. В камере N3 в летний период было грязно, водились насекомые, грызуны, постоянно была антисанитария. Ответчик, опровергая доводы истца, ссылается на договор N18 от 11.01.2009 года, технический паспорт ИВС по состоянию на 2009 год, другие документы, указывая, в том числе, что нарушений не имелось и требования, регламентирующие порядок содержания лиц в ИВС, были соблюдены. Однако М.Е.Л. полагает, что письменные доказательства, датированные 2009 годом, нельзя признать допустимыми, поскольку период его содержания - 2007 год.
В письменных возражениях представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации просил оставить решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 05 октября 2016 года без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. Указывает, что в материалы дела представлен санитарный паспорт ИВС на 2009 год и иные документы, которые опровергают доводы истца в полном объеме.
Поскольку истец отбывает наказание в местах лишения свободы, о рассмотрении дела в Алтайском краевом суде извещен надлежащим образом. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность этапирования осужденных в суды для рассмотрения гражданских дел, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст.21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статьей ст. 53 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Статьями 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, в том числе, и унижающими достоинство, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 вышеназванного Кодекса в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту - Федеральный законно от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
Согласно ст. 4 Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.В силу ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
На администрацию указанных мест возложена обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, что вытекает из ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, лишенных свободы, также установлены в п. 42-45 Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что М.Е.Л. прибыл в СИЗО-2 24.02.2007 и этапировался в ИВС г. Новоалтайска в следующие периоды: 26.02.2007 - 04.03.2007, 06.04.2007 - 14.04.2007, 16.04.2007 - 24.04.2007, 06.05.2007 - 14.05.2007, 06.07.2007 - 14.07.2007, 06.08.2007 - 14.08.2007, 16.08.2007 - 24.08.2007, 26.08.2007.
Постановлением Новоалтайского городского суда от 29.08.2007 М.Е.Л. оправдан за отсутствием состава преступления. Стороны в ходе судебного разбирательства период пребывания истца в изоляторе не оспаривали.
Статьей 56 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В Постановлении Пленума Верховного Суда от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Поскольку обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца, а в ходе рассмотрения дела доводы иска не подтвердились предоставленными доказательствами, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно соблюдения не в полном объеме требований приватности санитарного узла, отсутствия окон и естественного освещения, судебная коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
Согласно п. 3.2. Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ от 26 января 1996 г. N 41, камеры ИВС оборудуются санитарным узлом, при этом не указано, что необходимо соблюдать требования приватности.
Вместе с тем в соответствии с Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем, утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 N161-ДСП в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) размещаются в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1м. от пола уборной.
На основании ответа ГУВД по Алтайскому краю на имя уполномоченного по правам человека в Алтайском крае от 17.05.2010 о результатах проверки жалобы В. установлено, в 2007-2008 годах оконные проемы были застеклены, в камере было естественное освещение. Во всех камерах имелся водопровод и канализация, санитарный узел огорожен перегородкой.
Указание в апелляционной жалобе на отсутствие в камере постельного белья и матраца не соответствует действительности, поскольку на основании приказа ГУВД Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в связи с аварийным состоянием ИВС ОВД "адрес" и в условиях выполнения требований Федерального закона от 15.07.1995 N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" постановленов срок до 20.02.2006 провести ремонт помещений, электропроводки, систем отопления, водоснабжения и канализации, замерных замков в здании ИВС по адресу "адрес", выделить для ИВС г. Новоалтайска 100 комплектов постельных принадлежностей (матрац, одеяла, подушки, простыни), 2 термоса для доставки горячего питания емкостью 40 л. каждый.
Доводы апелляционной жалобы М.Е.Л. о том, что суд вынес решение на основании письменных доказательств, которые не отражают состояние камер в период содержания в них истца, опровергаются материалами дела.
При постановлении решения суд руководствовался письменными доказательствами, в том числе: ответом ГУВД по Алтайскому краю на имя уполномоченного по правам человека в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГ о результатах проверки жалобы осужденного с отражением сведений о состояний камер за 2007-2008 год, справкой, подготовленную заместителем начальника ИВС, в которой отражены состояния камер и отсутствие нарушений законодательства, договором от ДД.ММ.ГГ, регламентирующим обязательства по приготовлению пищи для спецконтингента в течение 2007 года, журналом медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС с ДД.ММ.ГГ- ДД.ММ.ГГ и пришел к выводу о том, что со стороны ИВС требования ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и положения Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, соблюдались.
Также актом комиссионного обследования технической укрепленности, условий и режима содержания задержанных и обвиняемых в ИВС от 24.02.2000, установлено, что изолятор включает в себя 19 камер общей площадью 222 квадратных метра, лимит наполняемости - 55 человек, что позволяет сделать вывод о том, что площадь на одного человека при размещении в камере составит 4 квадратных метра. Все камеры оборудованы санитарным узлом, 8 камер оборудованы радиоточками, литература и периодические издания выдавались из библиотеки, имелось естественное и искусственное освещение, отопление, медкабинет. Санитарное состояние камер удовлетворительное, питание лиц организовано через предприятие общественного питания. Следовательно довод апелляционной жалобы о несоблюдении санитарной нормы площади также не нашел своего подтверждения.
Выводы суда об отсутствии нарушений относительно установки в камерах принудительной вентиляции основаны на том, что в камерах имелась естественная вентиляция, что соответствует требованиям нормативных документов. Данные выводы являются правильными.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что подготовленные им жалобы на ненадлежащие условия содержания в ИВС не направлялись и не регистрировались, не нашел своего подтверждения в ходе проверки дела, поскольку установлено, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых регистрируются в отдельном журнале, что следует из п. 2.8. акта технической укрепленности.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца М.Е.Л. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 05 октября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.