Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Матюшковой С. А. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 01 марта 2017 года по делу
по иску Матюшковой С. А. к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, администрации г.Бийска о признании права на получение государственного жилищного сертификата, включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка на территории г.Бийска Алтайского края в мае-июне 2014 год.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матюшкова С.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, администрации "адрес" о признании права на получение государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС), включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка на территории г.Бийска Алтайского края в мае-июне 2014 год.
В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", которое в мае-июне 2014 года попал в зону затопления в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией. В результате затопления данное жилое помещение является аварийным, подлежит сносу, в связи с чем она, как его собственник, имеет право на получение ГЖС на предоставление нового жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ она обратилась в администрацию г.Бийска Алтайского края с заявлением о включении ее в список граждан на получение ГЖС, ответ на которое не поступил до настоящего времени.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 01.03.2017 в удовлетворении исковых требований Матюшковой С.А. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Матюшкова С.А. просит решение суда отменить, указывая на то, что основополагающим для выдачи ГЖС является факт того, что пострадавшее в результате паводка жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, является для нее единственным.
В письменных возражениях ответчик Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07.06.1995 Правительством РФ принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.
Пунктами 2 - 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ N 916 от 27.07.1995, предусмотрено, что в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации. В главе 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, имеются разъяснения о действиях и решениях органов местного самоуправления для обеспечения граждан государственными жилищными сертификатами (далее ГЖС). Так, сформированный список граждан на получение ГЖС, утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей ГЖС в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации постановлением (распоряжением) утверждает реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания. В отдельном пункте этого постановления (распоряжения) содержится рекомендация органу местного самоуправления вывести из состава жилого фонда жилые помещения, признанные непригодными для проживания в соответствии с утвержденным реестром домов, признанных непригодными для проживания.
На уровне Алтайского края уполномоченным государственным органом исполнительной власти по работе с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, согласно постановлению администрации Алтайского края от 15.04.2009 N 158 и Указу Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 N 55 является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что право на получение ГЖС и право на включение в соответствующие списки имеют граждане, утратившие жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, при наличии одновременно следующих условий: нахождение объекта недвижимости в зоне чрезвычайной ситуации; наличие у данного объекта статуса жилого помещения; указанное жилое помещение было утрачено или стало непригодным для постоянного проживания в результате чрезвычайной ситуации; указанное жилое помещение являлось местом жительства гражданина, то есть, местом, где он проживал постоянно на момент возникновения чрезвычайной ситуации и состоял на регистрационном учете, как по месту жительства; другого жилого помещения для постоянного проживания на законных основаниях гражданин не имеет.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГ на территории "адрес" сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
В результате паводка пострадала "адрес", расположенная по адресу: "адрес".
Матюшкова С.А. является единоличным собственником данной квартиры на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ.
Жилой дом, расположенный по "адрес" в "адрес" в соответствии с постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ включен в реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания в результате паводка.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец Матюшкова С.А. не проживала в спорной квартире постоянно на момент возникновения чрезвычайной ситуации, не была там зарегистрирована.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, как основанным на законе и подтвержденным материалами дела.
Согласно ч.1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к письменным доказательствам относятся, в том числе решения суда.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ установлен факт постоянного проживания Матюшковой С.А. на момент чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", в связи с чем за Матюшковой С.А. признано право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества по данному адресу.
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГ в спорной квартире зарегистрирован с ДД.ММ.ГГ лишь ФИО1
Таким образом, Матюшкова С.А. на момент поводка не была зарегистрирована и не проживала в спорной квартире, что стороной истца не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Вместе с тем, из приведенных выше требований норм права следует, что право граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на оказание помощи, законодатель связывает, в том числе с нуждаемостью граждан в жилом помещении, которое выражается в постоянном проживании в утраченном (пострадавшем) жилом помещении и регистрацией в нем, что в данном случае опровергается материалами дела.
Довод жалобы апеллянта о том, что пострадавшее в результате паводка жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, является для нее единственным, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку таких доказательств Матюшковой С.А. не представлено.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Матюшковой С. А. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 01 марта 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.