Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Довиденко Е.А., Ромашовой Т.А.,
при секретаре Савищевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 февраля 2017 года по делу
по иску Сапачев С.Я. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 52929 о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сапачёв С.Я. обратился в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 52929 о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В обоснование требований указал, что являлся военнослужащим, приказом командира войсковой части 43189 от 03.11.2005 N *** уволен с военной службы с зачислением в запас на основании пп. "в" п.2 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", с 14.04.2006 исключен из списков личного состава воинской части. Общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составляет 24 года 08 месяцев 09 дней. 16 октября 2006 года он обратился к командиру войсковой части 52929 с рапортом, в котором просил признать и включить его с членами семьи в список нуждающихся в получении постоянного жилья по избранному месту жительства в связи с окончанием военной службы. Должностными лицами жилищной группы ему было сообщено о том, что он принят на жилищный учет. Однако в период с 2006 года по 2015 год сведений об обеспечении его жилым помещением не получал. В 2015 он обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации для признания его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения. Решением от 07.07.2015 N *** ему отказано в постановке на жилищный учет, поскольку он обратился с заявлением о принятии на жилищный учет после окончания военной службы. Полагал, что должностными лицами неправильно истолкованы нормы материального права, а потому их отказ незаконен и нарушает его право на жилье. В настоящее время он проживает в ЗАТО Сибирский в квартире, предоставленной ему на период прохождения военной службы. Это жилье относится к служебным жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда. Жилья в собственности не имеет.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд признать за ним и членами его семьи право принятия на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма и обеспечения жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии для строительства или приобретения жилого помещения; возложить на отделение (территориальное, г.Барнаул) ФГКУ"Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность включить Сапачёва С.Я. и членов его семьи в списки нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и предоставить жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения; возложить на командира войсковой части 52929 в установленном порядке направить жилищное дело Сапачёва С.Я., а также решение жилищного органа по заявлению Сапачёва С.Я. от 16.10.2006 в адрес отделения (территориальное, г.Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации для включения его и членов его семьи в списки нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать с отделения (территориальное, г.Барнаул) ФГКУ"Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Сапачёва С.Я. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17.02.2017 исковые требования Сапачёва С.Я. удовлетворены частично.
За Сапачёвым С.Я. признано право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства совместно с членами его семьи и в избранном им постоянном месте жительства в форме предоставления жилищной субсидии.
На ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность принять Сапачева С.Я. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в избранном им постоянном месте жительства с момента подачи заявления о постановке на учет в форме предоставления жилищной субсидии.
В части требований Сапачева С.Я. к войсковой части 52929 отказано.
Взысканы с ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Сапачева С.Я. судебные расходы в размере 5 300 руб.
В апелляционных жалобах представители ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просят, в связи с неправильным применением судом норм материального права, отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ссылаясь на положения ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N1280, указывают, что в период прохождения военной службы истец не признавался нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на учете нуждающихся не состоял и не состоит, на момент обращения в уполномоченный орган статус военнослужащего у него отсутствовал, документы представлены спустя 9 лет после прекращения службы. При таких обстоятельствах истец не может быть принят на учет нуждающихся в порядке, определенном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N1280.
Кроме того, основание увольнения истца - в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, не предоставляет ему право на обеспечение жильем по избранному месту жительства. Такое основание увольнения дает право на обеспечение жильем только по последнему месту службы истца.
Истец обеспечен жилым помещением по договору социального найма по месту службы в ЗАТО Сибирский.
Условием предоставления военнослужащему жилого помещения по избранному месту жительства является сдача ранее полученного жилого помещения.
В письменных возражениях истец Сапачёв С.Я. просит оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.15 данного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
При этом, постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, то есть констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона Согласно (абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих").
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" установлено, что лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сапачёв С.Я. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен досрочно с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта по пп. "в" п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на основании приказа командира войсковой части 43189 от 03.11.2005 N ***, приказом от 14.04.2006 N *** Сапачёв С.Я. исключен из списков личного состава воинской части с 14 апреля 2006 года.
На момент увольнения истец имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 24 года 08 месяцев 09 дней, в льготном исчислении - 29 лет 08 месяцев 09 дней (л.д. "данные изъяты").
В выписке из приказа командира войсковой части 01276 от 14.04.2006 N *** указано, что Сапачёва С.Я. направлен на воинский учет в ОВК г.Новоалтайска Алтайского края с последующим убытием к избранному месту жительства (л.д. "данные изъяты").
16 октября 2006 года Сапачев С.Я. обратился к командиру войсковой части 59929 с рапортом, в котором просил отселить его с семьей из ЗАТО Сибирский в любой город средней полосы России по причине увольнения в запас (л.д. "данные изъяты").
Командиром войсковой части на рапорте поставлена виза, согласно которой поручено исполнение рапорта установленным порядком.
Согласно представленному журналу учета военнослужащих и граждан, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, ведение которого осуществлялось войсковой частью, Сапачёв С.Я. на основании представленных документов был признан нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительства и включен в список очередников с 13 ноября 2006 года под номером ***, избранное место жительства - любой город средней полосы России (л.д. "данные изъяты").
В 2015 году истец обратился в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением от 07.07.2015 Сапачёву С.Я. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по тем основаниям, что в период прохождения военной службы он не признавался нуждающимся, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял и не состоит, на момент обращения в уполномоченный орган статус военнослужащего отсутствует, документы предъявил спустя девять лет после прекращения военной службы
С 1997 года до настоящего времени истец и члены его семьи на основании договора социального найма проживают в ЗАТО Сибирский Алтайского края в квартире N "адрес" (л.д. "данные изъяты").
Указанная квартира относится к служебным жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда ЗАТО Сибирский Алтайского края (л.д. "данные изъяты").
За период прохождения военной службы и после увольнения истец квартирой по линии министерства обороны обеспечен не был.
Учитывая установленные обстоятельства дела, а также приведенные нормативные акты, суд пришел к правильному выводу о том, что жилищные права истца не реализованы и при таких обстоятельствах, требования истца, направленные на восстановление его прав на обеспечение за счет федерального бюджета жильем по избранному месту жительства, подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования, суд, исследовав и оценив собранные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что истец в установленном порядке выразил желание на обеспечение жильем по избранному месту жительства, был признан нуждающимся в жилых помещениях в установленном на тот момент порядке.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, соглашается с выводом суда первой инстанции и оценкой представленных сторонами доказательств.
При этом позиция ответчика о том, что истец в период военной службы не признавался нуждающимся в получении жилого помещения, не состоял и не состоит на учете нуждающихся, сводится к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, и о неправильности выводов суда не свидетельствует.
Как предусмотрено подп. "и" п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054, регулирующих спорные правоотношения, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел является основанием для признания гражданина нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Запись в журнале учета военнослужащих и граждан, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, является доказательством, свидетельствующем о постановке Сапачева С.Я. на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что на момент обращения в уполномоченный орган у истца отсутствовал статус военнослужащего, не влечет отмену постановленного по делу решения, поскольку материалами дела подтверждено, что Сапачев С.Я. в установленном порядке выразил желание на обеспечение жильем по избранному месту жительства, был признан нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительства и включен в список очередников с 13 ноября 2006 года.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, суждения ответчика о том, что основание увольнения истца в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта не предоставляет ему право на обеспечение жильем по избранному месту жительства, также не опровергает выводов суда ввиду того, что жилищной комиссией войсковой части Сапачёв С.Я. был признан нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительства.
Помимо того, в силу абз. 12 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичные положения были установлены пунктом 4 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N80, которая действовала в период спорных правоотношений.
Доводы ответчика о том, что условием предоставления военнослужащему жилого помещения по избранному месту жительства является сдача ранее полученного жилого помещения, также подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку как следует из рапорта Сапачёва С.Я. от 16.10.2006, истец дал обязательство при предоставлении квартиры освободить занимаемое служебное помещение.
Приведенные в жалобах доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ,
определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.