Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Довиденко Е.А., Ромашовой Т.А.,
при секретаре Савищевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2017 года по делу по иску прокурора Центрального района г.Барнаула Алтайского края в интересах Браун В. А. к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, КГКУ "Региональное жилищное управление" об установлении факта проживания, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Барнаула обратился в суд в интересах Браун В.А. с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, КГКУ "Региональное жилищное управление" об установлении факта проживания, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Браун В.А. относится к числу детей-сирот. В настоящее время истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако жилым помещением до настоящего времени она не обеспечена.
Браун В.А. с 2011 года проживает в г.Барнаул, где с 10.12.2012 по 10.12.2016 имела регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес", в квартире по месту жительства ее опекуна. В настоящее время она продолжает проживать по указанному адресу.
Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", прокурор Центрального района г.Барнаула просил установить факт постоянного проживания Браун В.А. с 07 сентября 2011 года в г.Барнауле; обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, КГКУ "Региональное жилищное управление" предоставить Браун В.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м, а в случае если оно представляет собой однокомнатную квартиру - общей площадью не менее 28 кв.м, в границах муниципального образования - город Барнаул.
При рассмотрении дела судом произведена замена ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены.
Установлен факт постоянного проживания Браун В.А. в городе Барнауле Алтайского края в период с 07 сентября 2011 года по настоящее время.
На КГКУ "Региональное жилищное управление" возложена обязанность предоставить Браун В.А. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям благоустроенное жилое помещение в городе Барнаул Алтайского края из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м, если оно представляет собой однокомнатную квартиру - общей площадью не менее 28 кв.м.
Исковые требования к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что истец не обращалась в уполномоченный орган с письменным заявлением для предоставления жилого помещения, а не для включения в список. Кроме того, жилое помещение должно предоставляться только по окончании обучения, тогда как истец обучается в КГБПОУ "Международный колледж сыроделия". Таким образом у истца не имелось права на обращение за судебной защитой. Сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения по дате поступления заявления - 30.04.2013.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно списку, сформированному по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2014-2020 годы. Удовлетворяя исковые требования по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения, суд нарушил права неопределенного круга лиц, включенных в такие списки ранее истца.
В письменных возражениях прокурор Центрального района г.Барнаула просит апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список).В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
При этом ч. 2 ст. 4 Федерального закона N15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Разрешая спор, суд установил, что Браун В.А. родилась ДД.ММ.ГГ, ее мать умерла ДД.ММ.ГГ года. Сведения об отце в актовой записи о рождении Браун В.А. отсутствуют.
Постановлением администрации г.Алейска Алтайского края от 07.09.2011 N *** опекуном Браун В.А. назначена Халилова О.Н.
На основании приказа Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства от 24.05.2013 N *** сведения о Браун В.А. включены в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по дате подачи заявления - 30.04.2013, по состоянию на 04.10.2016 - реестровая запись ***.
С 2011 года по настоящее время Браун В.А. проживает в семье опекуна в квартире, находящейся по адресу: "адрес". Указанная квартира принадлежит на праве собственности Халиловой О.Н., Халилову Р.А., Халиловой В.Р., Халиловой М.Р.
По информации Управления Росреестра по Алтайскому краю, Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" сведения о правах Браун В.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
С 01 сентября 2016 года Браун В.А. обучается в КГБПОУ "Международный колледж сыроделия", на полном государственном обеспечении не находится. Срок окончания обучения - до 30 июня 2017 года.
Нуждаемость Браун В.А. в жилом помещении на момент рассмотрения судом гражданского дела подтверждается представленными в материалы дела документами об отсутствии в пользовании жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального (специального) найма.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из того, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, достигла возраста 18 лет, включена в список подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, однако жильем не обеспечена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положение, содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, свидетельствует лишь о наличии предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из анализа положений Федерального закона N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31.12.2004 N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования, необходимых для этого мероприятий, отсутствия или недостаточности бюджетного финансирования.
При таких обстоятельствах, правильно применив приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Браун В.А. подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на обращение за судебной защитой в связи с отсутствием от нее письменного заявления на предоставление жилого помещения и обучением в профессиональном образовательном учреждении.
Тот факт, что в настоящее время Браун В.А. еще не окончила обучение в учреждении профессионального образования, не является основанием для отказа в иске.
Браун В.А. достигла совершеннолетия, общежитием в образовательном учреждении не обеспечена, на полном государственном обеспечении не находится, проживает в квартире бывшего опекуна, поэтому она объективно нуждается в предоставлении жилья.
Поскольку Браун В.А. исполнилось 18 лет и она не имеет закрепленного жилого помещения, несмотря на то, что она продолжает обучение до 30 июня 2017 года в КГБПОУ "Международный колледж сыроделия", обязанность обеспечения жилым помещением у ответчика наступила.
Таким образом, Браун В.А., которая включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не может быть отказано в предоставлении такого жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность принятого судом решения и не являются основаниями к отказу в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.