Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Галимовой З.М.,
в отсутствие ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство, содержащегося в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Башкортостан по адресу: г.Уфа, ул.Гурьевская, 41 В, извещенного надлежащим образом о дате рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу и дополнения к ней ФИО2. и защитника ФИО3. на постановление судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2017 года, которым:
ФИО4, дата рождения, уроженец и гражданин Республики ... , признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Башкортостан по адресу: г.Уфа, ул.Гурьевская, 41 В,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении N 819 от 28 апреля 2017 (ошибочно указан 2016 год) года старшего инспектора отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г.Стерлитамаку Зинченко В.В. в отношении иностранного гражданина ФИО5. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в пребывании на территории Российской Федерации с 05 июля 2015 года вне миграционного учета, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации (паспорта, миграционной карты), уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (срок истек 04 июля 2015 года), чем нарушены положения пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (л.д.5).
Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан 29 апреля 2017 года вынесено вышеприведенное постановление о назначении наказания.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО6. и защитник ФИО7., не оспаривая совершение ФИО8 административного правонарушения, предлагают изменить постановление судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2017 года, исключить выдворение за пределы Российской Федерации, которым будет нарушено его право на уважение семейной жизни. С супругой ФИО9. имеют совместных четверых детей, проживают на территории Российской Федерации в приобретенном в собственность жилом доме. Супруга получила вид на жительство.
Изучив материалы дела, выслушав свидетеля ФИО10., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ФИО11. является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, прибывшим на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, но не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Обстоятельств, установленных статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при наличии которых иностранному гражданину продлевается срок временного пребывания, не имеется.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, ФИО12 въехал в Российскую Федерацию 27 марта 2012 года по миграционной карте, получил разрешение на временное проживание с 04 июля 2012 года по 04 июля 2015 года, 04 июля 2012 года встал на миграционный учет по адресу: ... до 04 июля 2015 года.
ФИО13. выявлен 28 апреля 2017 года сотрудниками ОВМ Управления МВД России по г.Стерлитамаку по адресу: ... , пребывающим на территории Российской Федерации незаконно, вне миграционного учета, в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем нарушен режим пребывания и документов, удостоверяющих личность.
Из объяснений ФИО14. следует, что паспорт, миграционная карта утеряны им в 2015 году, по факту утери паспорта в МВД России не обращался (л.д.6). Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Такие документы, подтверждающие законность пребывания ФИО15. на территории Российской Федерации, отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении, признательными показаниями ФИО16. при составлении протокола об административном правонарушении.
При рассмотрении дела, в настоящей жалобе не оспаривается, что ФИО17. пребывает на территории России незаконно, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации.
Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО18. нарушает режим пребывания на территории Российской Федерации, уклоняясь от выезда из Российской Федерации, является незаконно пребывающим на территории Российской Федерации иностранным гражданином.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства были оценены судьей первой инстанции на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Юридическая оценка действиям ФИО19. по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ дана правильная.
Оснований для освобождения ФИО20. от административной ответственности не имеется.
Вместе с тем при вынесении постановления о назначении ФИО21. дополнительного административного наказания судьей первой инстанции не учтены указанные в части 2 статьи 4.1 КоАП РФ обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно показаниям свидетеля ФИО22., она состоит в гражданском браке с ФИО23., имеют совместных четверых детей, живут вместе с ФИО24. и детьми в д. ... района Республики Башкортостан, ул. ... , д. N ... , в доме, принадлежащем ей на праве собственности.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права на уважение семейной жизни.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, назначение ФИО25. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и является преждевременным.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи в отношении ФИО26. подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах годичного срока давности по делам данной категории с момента его выявления соблюден. Дело судьей первой инстанции рассмотрено с участием ФИО27.
При составлении протокола об административном правонарушении ФИО28. были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и услуги переводчика, об обеспечении которыми он не ходатайствовал, что зафиксировано его подписью.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену постановления судьи первой инстанции, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу ФИО29. и защитника ФИО30. удовлетворить.
Постановление судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО31 изменить, исключить из постановления указание на назначение ФИО32 административного выдворения за пределы Российской Федерации.
ФИО33 немедленно освободить из Центра временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Башкортостан по адресу: г.Уфа, ул.Гурьевская, 41В.
В остальном постановление оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Кулясова М.В.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.