Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Милютина В.Н.
судей: Габитовой А.М.
Фархиуллиной О.Р.
при секретаре Байчуриной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Газдалиевой Л.Р. на решение Кировского районного суда г.Уфы РБ от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Газдалиевой Л.Р. к Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании приказа об увольнении N ... от ... года незаконным, о восстановлении на службе в должности старшего уполномоченного отдела административных расследований, о возложении обязанности выплатить утраченное денежное довольствие отказать.
Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Газдалиева Л.Р. обратилась в суд с иском к Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании приказа об увольнении N ... от ... года незаконным, о восстановлении на службе в должности старшего уполномоченного отдела административных расследований, о возложении обязанности выплатить утраченное денежное довольствие. Исковые требования мотивировала тем, что проходила службу в таможенных органах Российской Федерации с ... год в различных должностях на основании срочных трудовых договоров; с ... года проходила службу должности старшего уполномоченного отдела административных расследований Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы. За все время службы, продолжительностью ... лет ... месяцев, не имела взысканий, успешно проходила аттестации. Служба в таможенных органах являлась единственным местом работы Газдалиевой Л.Р. и единственным источником дохода. Башкортостанская таможня обращалась к Газдалиевой Л. Р. с напоминаниями о необходимости написания и направления заявления о заключении контракта о службе на новый срок, в случае ее желания продолжить службу. Она написала заявление о заключении контракта о службе на новый срок в таможенных органах Российской Федерации и в этот же день направила его в Башкортостанскую таможню электронной почтой на электронный адрес Башкортостанской таможни, с последующей досылкой по почте, тем самым подтвердив свое желание продолжить службу. ... года письмом N ... заместитель начальника Башкортостанской таможни Г.Р.Н. направил ей на ознакомление характеристику. Однако, приказом и.о. начальника Башкортостанской таможни полковника таможенной службы С.Ю.В. от ... года N ... истец уволена ... года со службы в таможенных органах в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". При увольнении не учтено, что Газдалиева Л.Р. является одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида ... года рождения. Увольнение со службы в таможенных органах влечет за собой существенное снижение уровня гарантий, предоставляемых Газдалиевой Л.Р. как одинокой матери, воспитывающей ребенка-инвалида. Специальные меры государственной защиты, которые предоставляются одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, и матерям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, включают гарантии, направленные на предотвращение потери ими работы, в том числе, увольнения с государственной службы, и утраты заработка (денежного содержания), например, запрет увольнения по инициативе работодателя (представителя нанимателя). Учитывая, что она находилась на службе в таможенных органах с ... года, трудовые отношения не могут рассматриваться как срочные, а при наличии заявления о заключении контракта о службе на новый срок и желании продолжить службу, увольнение в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, Газдалиева Л.Р. считает увольнением по инициативе работодателя. Башкортостанской таможней не произведен с истицей Газдалиевой Л.Р. окончательный расчет, не предоставлены документы по трудовой деятельности, находящиеся в личном деле, а также листки расчета заработной платы за последние месяцы, не выдана трудовая книжка.
Судом постановленовышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Газдалиева Л.Р. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что с ... по ... , в течение ... лет ... месяцев ... дней проходила службу в таможенных органах в отделе документационного обеспечения Башкортостанской таможни, выполняя одни и те же функции, исполняя одни и те же должностные обязанности. С ... по ... , то есть в течение следующих ... лет ... месяцев ... дней она проходила службу в таможенных органах в отделе административных расследований, находясь на одной и той же должности старшего уполномоченного, выполняя одни и те же функции, исполняя одни и те же должностные обязанности. Эти обстоятельства подтверждаются приказами, контрактами, договорами, трудовой книжкой, а также документами, подписанными начальником отдела государственной службы и кадров Башкортостанской таможни О.А. Диесперовой. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция РФ, законодательство РФ о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах. Следовательно, предусмотрена возможность применения к отношениям, связанным с прохождением таможенной службы, которая является особым видом государственной гражданской службы, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, в той части, в какой такие отношения не урегулированы данным Федеральным законом. Суд не учел правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлениях от 22.03.2007 N 4-П, от 22.11.2011 N 25-П, от 06.12.2012 N 31-П, от 15.10.2013 N 21-П, что к такой категории граждан, реализующих право свободно распоряжаться своими способностями к труду (статья 37, часть 1 Конституции РФ), как женщины, в том числе одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет, необходимо учитывать не только формально-юридические критерии, но и сходство фактического положения, в котором находятся эти женщины, наряду с профессиональными обязанностями выполняющие общественно значимую функцию воспитания детей, не имея поддержки, и потому нуждающиеся в повышенной государственной защите. До окончания срока службы она написала заявление о заключении контракта о службе на новый срок, тем самым подтвердив свое желание продолжить службу; она является одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида ... года рождения и увольнение со службы в таможенных органах влечет за собой существенное снижение уровня гарантий, предоставляемых одиноким матерям, воспитывающим ребенка-инвалида. Судом не дана оценку тому, что при этом не установлено и обратное, то есть отсутствует обязанность работодателя по обязательному незаключению контракта. Поскольку при ее желании продолжить службу, с ней контракт не заключили, считает, что были нарушены положения Конституции РФ, согласна которым политика Российской Федерации как правового и социального государства направлена, в частности, на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Лица, участвующие в деле, присутствуют при апелляционном рассмотрении дела.
В силу ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав Газдалиеву Л.Р., представителей Башкортостанской таможни Диесперову О.А., Бильгельдееву З.Г., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
В соответствии с положениями ст. 6 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, сроком на один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.
Установлено и подтверждается материалами дела, что с ... год Газдалиева Л. Р. проходила службу в таможенных органах Российской Федерации в различных должностях на основании срочных трудовых договоров.
С ... года Газдалиева Л.Р. проходила службу должности старшего уполномоченного отдела административных расследований Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы.
На основании заявления от ... года Газдалиевой Л.Р., подписанного ею собственноручно, о заключении с ней контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на срок ... года, издан приказ от ... года и заключен контракт N ... от ... года с Газдалиевой Л.Р. на срок ... года с ... года. С приказом N ... от ... года истица ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись; контракт N ... от ... года подписан Газдалиевой Л.Р.
Приказом от ... года N ... Газдалиева Л.Р. уволена ... года со службы в таможенных органах в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Рассматривая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что увольнение произведено не по инициативе работодателя, а в связи с истечением срока службы, предусмотренного контрактом.
В статье 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" перечислены основания для прекращения службы в таможенных органах, в частности увольнение со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, законом не установлено. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.
Довод в апелляционной жалобе о том, что увольнение со службы по истечении срока службы, предусмотренного контрактом, является увольнение по инициативе работодателя, не состоятелен.
Так, согласно части 3 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8 - 13 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.
Между тем, материалами дела установлено, что Газдалиева Л.Р. уволена по подпункту 4 пункта 2 ст. 48 закона, не перечисленного среди оснований по инициативе работодателя.
Судом первой инстанции рассмотрен и довод о том, что предложение о перезаключение контракта необоснованно отклонено, и судом верно указано, что отказ в перезаключение контракта является правом, а не обязанностью работодателя.
Ссылка в апелляционной жалобе на позицию, изложенную в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П, от 22.11.2011 N 25-П, от 06.12.2012 N 31-П, от 15.10.2013 N 21-П не может повлиять на законность принятого решения, поскольку в них даны разъяснения по обстоятельствам об увольнении женщин, в том числе одиноких матерей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением штата, то есть по инициативе работодателя.
Довод в апелляционной жалобе о необходимости применения к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами специального Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Доводы Газдалиевой Л. Р., изложенные в иске о неправильном применении работодателем норм права, касающихся запрета на увольнение женщины, воспитывающей несовершеннолетнего ребенка-инвалида, содержат ошибочное толкование норм материального права, так как ни таможенное законодательство, ни нормы трудового права не содержат запрета на увольнение работника, если трудовые отношения между сторонами носили срочный характер и этот срок истек.
Вывод в решении подробно мотивирован, подтвержден материалами дела, основан на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного решения.
инстанции не опровергают.
Таким образом, проверенное по доводам жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Уфы РБ от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Газдалиевой Л.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Милютин В.Н.
Судьи: Габитова А.М.
Фархиуллина О.Р.
Справка: судья Индан И.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.