Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.,
судей Булгаковой З.И., Гильмановой О.В.,
при секретаре Ямалиевой В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафиуллиной А. У., Сафиуллиной В. У. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан о признании права на пенсию по потере кормильца,
по апелляционной жалобе Сафиуллиной А. У., Сафиуллиной В. У. на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Булгаковой З.И., судебная коллегия
установила:
Сафиуллина А.У., Сафиуллина В.У. обратились с исковыми требованиями к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан о признании права на пенсию по потере кормильца. В обоснование заявленных требований указали, что дата скончался их отец ФИО18 После его смерти истцы обратились в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца. В назначении пенсии им было отказано, в связи с тем, что не подтвержден факт нахождения на иждивении отца. Согласно справки N ... от дата, выданной ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж, Сафиуллина В.У. обучается на 3 курсе по очной форме с дата по настоящее время, срок обучения с дата по дата. Согласно справки N ... от дата, выданной ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж, Сафиуллина А.У. обучается на 1 курсе очной формы с дата по настоящее время, срок обучения с дата по дата. Решением Кигинского районного суда Республики Башкортостан от дата ФИО19 назначена опекуном Сафиуллиной А.У. и Сафиуллиной В.У. истцы указывают, что, не смотря на наличие опекуна, они находились на иждивении отца. Просили признать право на назначение пенсии по потери кормильца и обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан назначить Сафиуллиной А.У. и Сафиуллиной В.У. пенсию по потере кормильца с момента обращения в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан.
Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований Сафиуллиной А.У., Сафиуллиной В.У. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан о признании права на пенсию по потере кормильца отказано.
В апелляционной жалобе Сафиуллина А.У., Сафиуллина В.У. просят решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить, принять по делу новое решение, настаивая на том, что они находились на иждивении умершего отца, его денежная помощь была постоянным и основным источником существования.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Сафиуллину А.У. поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 указанного закона предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
При этом к нетрудоспособным членами семьи умершего кормильца отнесены, в том числе дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10).
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 400-ФЗ иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что родителями Сафиуллиной А. У. и Сафиуллиной В. У. являются ФИО26 и ФИО27.
Заочным решением Белокатайского районного суда Республики Башкортостан от дата, вступившим в законную силу дата, ФИО24 и ФИО25 лишены родительских прав в отношении дочерей Сафиуллиной А.У. и Сафиуллиной В.У., с ответчиков на каждого ребенка взысканы алименты в размере ? МРОТ.
В родительских правах родители не восстанавливались.
Согласно постановления Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан N ... от дата опекуном Сафиуллиной А.У. и Сафиуллиной В.А. назначена ФИО28, ей назначено денежное содержание на содержание детей и вознаграждение, причитающееся приемному родителю с дата.
дата умер ФИО29 умер, что подтверждается свидетельством о смерти N ... от дата.
Согласно справки N ... от дата, выданной ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж, Сафиуллина В.У. обучается на 3 курсе по очной форме с дата по настоящее время, срок обучения с дата по дата.
Согласно справки N ... от дата, выданной ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж, Сафиуллина А.У. обучается на 1 курсе очной формы с дата по настоящее время, срок обучения с дата по дата.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд согласился с решением ответчика об отказе в назначении пенсии по потере кормильца, исходя из того, что истцами не доказано нахождение на иждивении умершего, так как на момент обращения за пенсией истцы достигли возраста 18 лет и для назначения пенсии им требовалось предоставить документ о нахождении истцов на иждивении умершего кормильца.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда на основании следующего.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (часть третья статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации); труд лиц, достигших 18 лет, может использоваться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания) (часть первая статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации).
По достижении 18 лет у гражданина в полном объеме возникает гражданская дееспособность, он может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (пункт 1 статьи 21 ГК Российской Федерации). В частности, совершеннолетние граждане вправе, учредив юридическое лицо или зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В свою очередь, законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца только тем детям, достигшим возраста 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт, в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При этом учитывается, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в связи с достижением истцами совершеннолетия, юридически значимым обстоятельством по делу является нахождение их на иждивении умершего отца.
Для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Никаких документальных доказательств подтверждающих факт нахождения на иждивении, то есть нахождение на полном содержании умершего кормильца или получение от него помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, истцами суду первой инстанции представлено не было, не представлены таковые и в суд апелляционной инстанции.
Представленные суду письменные пояснения ФИО30, ФИО31, ФИО32 нельзя признать такими доказательствами, поскольку они в полной мере не отвечают требованиям допустимости относимости и достаточности. Указанные лица в ходе рассмотрения дела судом не допрошены, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний судом не предупреждались, кроме того, совокупностью иных доказательств содержащихся в материалах дела не подтверждаются.
Из материалов дела следует, что истцы воспитывались в приемной семье, приемные родители получали денежные средства на содержание детей, данных о перечислении алиментов умершим отцом, в материалах дела не имеется. Из пояснений Сафиуллиной А.У. в заседании коллегии следует, что алименты от отца не поступали, официального дохода он не имел, периодически помогал материально и покупал одежду, при этом одевали и кормили их приемные родители.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные содержанию иска, исследованные судом и оцененные им в соответствии с требованиями закона, направлены на иное толкование закона, что не создает оснований для отмены решения суда.
Оснований, которые поставили бы под сомнение обоснованность и законность обжалуемого решения, не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы суда первой инстанции, доводы жалобы не содержат, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции, в соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафиуллиной А. У., Сафиуллиной В. У. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ф. Крыгина
Судьи З.И. Булгакова
О.В. Гильманова
Справка: судья Комягина Г.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.