Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Шомахова Р.Х.
Судей Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Жантуеве К.Р.
с участием Богатыревой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению Богатыревой С.В. к Местной администрации городского округа Нальчик о признании ее с членами семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности на Местную администрацию городского округа Нальчик включить ее с членами семьи в список молодых семей для получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках социальной программы,
по апелляционной жалобе Богатыревой С.В. на решение Нальчикского городского суда КБР от 13 марта 2017 года,
установила:
Богатырева С.В. обратилась в суд с иском к Местной администрации городского округа Нальчик, в котором просила признать ее с членами семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, и возложить на ответчика обязанность включить ее с членами семьи в список молодых семей для получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2017 году.
Заявленные требования истица мотивировала тем, что 11 ноября 2016 года ответчиком было вынесено постановление за N об отказе в признании ее с семьей нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список молодых семей, желающих получить социальную выплату на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
В обоснование отказа, ответчиком было указано на несоблюдение ею условий пункта 1 статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике", то есть в связи с отсутствием пятилетнего срока регистрации на территории городского округа Нальчик.
Истица полагала отказ ответчика незаконным, нарушающим ее права.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, постановление Правительства КБР от 19 декабря 2008 года N-ПП "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", постановление Местной администрации городского округа Нальчик КБР от 8 апреля 2015 года N "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих принять участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на территории городского округа Нальчик, а также положения Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике".
Приведенными положениями законов, а также нормативно-правовых актов не предусмотрено требование о наличии у семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, пятилетней регистрации на территории городского округа Нальчик.
В Законе Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике" речь идет о пятилетнем сроке проживания на территории муниципального образования, а это обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Отсутствие регистрации само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая право на жилище.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 13 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований Богатыревой С.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, Богатыревой С.В. подана апелляционная жалоба об его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных ею требований.
Жалоба мотивирована тем, что суд ошибочно распределил бремя доказывания обстоятельств о проживании истицы с членами семьи на территории городского округа Нальчик, возложив его на истца, тогда как в силу разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 20 постановления Пленума от 10 февраля 2009 года N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" бремя доказывания возлагается на орган, чьи действия (бездействие) оспаривается.
Кроме того, ни один из нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения сторон, не содержат требований о необходимости наличия у лица и членов его семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регистрации на протяжении пяти лет на территории соответствующего муниципального образования.
Ссылаясь на положения ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, выдержки из судебных актов Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", автор жалобы указывает, что он с членами своей семьи постоянно проживал на территории муниципального образования городского округа Нальчик несмотря на наличие регистрации в другом населенном пункте.
Истица также полагала не основанным на законе вывод суда о намеренном ухудшении своих жилищных условий, поскольку она и ее супруг с 2008 и 2009 гг. соответственно проживают на территории городского округа Нальчик. С момента регистрации брака она с супругом Богатыревым А.З. проживают по адресу: городской округ Нальчик, "адрес".
Выезд истицы и ее супруга из ранее занимаемого жилого помещения, и переезд в "адрес", являлись вынужденными, обусловленными вступлением в брак и трудоустройством по новому месту жительства, в связи с чем регистрация в 2015 году на территории городского округа Нальчик не может быть признана умышленным ухудшением жилищных условий.
При таких обстоятельствах, постановление ответчика об отказе в постановке на учет не могло быть признано законным.
Проверив материалы дела, выслушав Богатыреву С.В., изучив доводы жалобы, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении исковых требований Богатыревой С.В. допущено не было.
Из материалов дела следует, что Богатырева С.В. состоит в зарегистрированном браке с Богатыревым А.З. с 10 января 2014 года.
С целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, Богатырева С.В. обратилась к ответчику с заявлением о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, и включении в список молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
В соответствии с постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 11 ноября 2016 года N в удовлетворении заявления Богатыревой С.В. отказано по мотиву отсутствия постоянной регистрации на территории городского округа Нальчик на протяжении пяти лет.
Разрешая заявленные истицей требования, суд первой инстанции, установив, что истицей с членами своей семьи были ухудшены свои жилищные условия, поскольку ранее Богатырева С.В. и ее супруг Богатырев А.З. были зарегистрированы и проживали в Чегемском и Терском муниципальных районах соответственно, и лишь в декабре 2015 года были зарегистрированы в жилом помещении на территории городского округа Нальчик, и не имеют постоянной регистрации на территории городского округа Нальчик на протяжении пяти лет, что в силу требований статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республики" препятствует удовлетворению заявленных Богатыревой С.В. требований.
Судом также указано, что истицей суду не представлены доказательства проживания Богатыревой С.В. и членов ее семьи на территории городского округа Нальчик на протяжении пяти лет.
Возражая против указанных выводов суда первой инстанции, автор жалобы отмечал, что судом необоснованно бремя доказывания этих обстоятельств возложено на истца, поскольку бремя доказывания обстоятельств по спору, вытекающему из публичных правоотношений, в силу закона возлагается на ответчика.
С таким доводом жалобы, Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Указанный спор разрешен судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Наряду с требованием о возложении на орган местного самоуправления обязанности по постановке истицы с членами ее семьи на учет на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, Богатыревой С.В. было заявлено требование о признании ее с членами семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Указанное требование исключало возможность разрешения настоящего спора, как вытекающего из публичных правоотношений.
Исходя из этих обстоятельств, указанный спор правомерно разрешен судом в порядке искового производства, предусматривающего обязанность доказывания обстоятельств, на которые лицо, в настоящем случае истец, ссылается в обоснование заявленных требований (ст.56 ГПК РФ).
Оценивая иные доводы жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N в редакции, действовавшей на момент обращения Богатыревой С.В., утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целями и задачами которой является - предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 настоящих Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Между тем, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствующих доказательств, подтверждающих обстоятельства о том, что Богатырева С.В. в силу приведенных требований статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, не представлено.
Указанное обстоятельство исключает возможность удовлетворения требований Богатыревой С.В. о признании ее с членами семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий, что в силу требований пункта 6 вышеприведенных Правил исключает возможность постановки на учет молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Более того, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике" жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики предоставляются гражданам, проживающим в Кабардино-Балкарской Республике и признанным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики нуждающимися в жилых помещениях, при условии проживания в данном населенном пункте не менее 5 лет.
С учетом приведенного законоположения, возможность постановки на учет молодой семьи Богатыревых на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории муниципального образования - городской округ Нальчик, зависела также от проживания на территории данного муниципального образования не менее 5 лет.
Опровергая выводы суда, указавшего на несоблюдение указанного выше требования республиканского закона, истицей к жалобе были приложены акты о проживании Богатыревой С.В. и Богатырева А.З. на территории городского округа Нальчик с 2008 и 2009 годов соответственно.
Между тем, указанные документы не могут быть приняты во внимание Судебной коллегией как доказательства, поскольку они не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Между тем, коллегия считает, что истица не была лишена возможности представления указанных документов в суде первой инстанции, и о наличии уважительных причин, препятствовавших представлению этих документов в Нальчикском городском суде, не сообщила.
Разрешая поданную Богатыревой С.В. жалобу, Судебная коллегия учитывает также положения пункта 23 Правил, которым предусмотрена возможность повторного обращения с заявлением об участии в подпрограмме.
Принимая во внимание, что судом при разрешении настоящего спора не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, представленным доказательствам была дана соответствующая оценка по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 13 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Богатыревой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х.Шомахов
Судьи Е.И.Жерновой
М.Б.Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.