Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Дьяконовой Н.Д., судей Сыреновой С.Н., Никодимова А.В., с участием прокурора Минеевой Э.В., при секретаре Ноговицыной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Масловой Я.Я. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 года, которым по делу по иску заместителя прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации Городского округа "Город Якутск" о возложении обязанности принять меры по обеспечению обучения учащихся Муниципального общеобразовательного казенного учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 34" ГО "Город Якутск" в другом приспособленном здании, отвечающем требованиям действующего законодательства
постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию Городского округа "Город Якутск" принять меры по обеспечению обучения учащихся МОКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 34" в приспособленном здании, отвечающем требованиям действующего законодательства, в срок до 1 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., пояснения представителя ответчика Масловой Я.Я., представителя МОКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 34" ГО "Город Якутск" Гурьевой В.Н., заключение прокурора Минеевой Э.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Окружной администрации ГО "Город Якутск" о возложении обязанности принять меры по обеспечению обучения учащихся МОКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 34" ГО "Город Якутск" в другом приспособленном здании, отвечающем требованиям действующего законодательства.
В обоснование иска указал, что в рамках проведенной проверки по факту неудовлетворительного технического состояния здания МОКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 34" ГО "Город Якутск", расположенного по адресу: ... установлено, что здание 1959 года постройки, школа в нем располагается с 1991 года, эксплуатируется без ремонта с 1991 года, конструкция здания из-за расположения в воде подвержена деформации и гниению, грунты основания потеряли несущую способность. По результатам обследования ООО " ********" установлено, что общее техническое состояние здания школы - аварийное. По итогам санитарно-эпидемиологической экспертизы, утвержденной 24 июня 2015 года заместителем главного врача ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РС (Я), школа не соответствует установленным требованиям санитарных правил и норм. В школе обучаются 231 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, из них 75 детей-инвалидов. В результате не принятия Окружной администрацией ГО "Город Якутск" мер, направленных на обеспечение безопасного образовательного процесса в школе, грубо нарушаются гарантированные ст. 43 Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании" права детей на общедоступное образование и безопасные условия обучения.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Маслова Я.Я. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда по тем основаниям, что судом не учтено, что решение вопроса о признании жилых помещений, многоквартирных домов непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду - федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органам местного самоуправления. Истец не оспаривал выводы межведомственной комиссии, не обжаловал бездействие органа местного самоуправления. Переезд учащихся в другое приспособленное здание может негативно сказаться на физическом и моральном здоровье несовершеннолетних детей. Истцом избран неверный способ защиты права как предоставить другое приспособленное здание для обучения учащихся, поскольку планируется строительство нового здания для данного образовательного учреждения. Понуждение Окружной администрации города Якутска по обеспечению обучающихся другим приспособленным зданием является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает принцип разделения властей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правильно руководствуясь ст. 12, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации, ст. 5, 9, 28, 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", исходил из того, что несоответствие помещения школы требованиям безопасности создает опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, а также персонала учреждения, неисполнение обязанности по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями является основанием для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела и установлено судом, здание МОКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 34" ГО "Город Якутск" расположено по адресу: ... В данной школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.
Учредителем МОКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 34" и собственником его имущества является Окружная администрация города Якутска.
Указанное здание школы N 34 с 2006 года не соответствует требованиям санитарных норм и правил, с 2016 года оценивается как аварийное. В 2015 году в адрес главы администрации ГО "город Якутск" направлено представление прокурора об устранении нарушений законодательства об образовании. Вступившим в законную силу решением суда от 15 января 2016 года на администрацию школы и Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность проводить ежегодные осмотры здания школы с целью оценки его технического состояния.
Вместе с тем, Окружной администрацией Городского округа "Город Якутск" каких-либо действий по устранению нарушений законодательства об образовании в отношении данной школы не проведено, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются в данном здании по настоящее время, что создает опасность для их жизни и здоровья, а также персонала учреждения.
Так, 17 апреля 2015 года прокуратурой города Якутска в адрес главы администрации ГО "город Якутск" направлено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, поскольку согласно предписанию Управления Роспотребнадзора Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года здание вышеуказанной школы N 34 не соответствует требованиям санитарных норм и правил, что влечет нарушение прав детей на безопасные условия обучения. Указано, что вопрос об обучении детей в других приспособленных зданиях до окончания строительства нового здания не решен до настоящего времени. Было предложено принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений.
21 мая 2015 года администрацией ГО "город Якутск" на представление дан ответ, что строительство нового здания школы N 34 запланировано на 2015-2018 годы.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Управления Роспотребнадзора Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2006 года здание указанной школы не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно техническому отчету ООО НПО "Стройтехнология" от 14 ноября 2016 года по результатам проведенных визуальных и инструментальных обследований строительных конструкций здания школы N 34 выявлено, что общий износ здания составляет 66%, общее техническое состояние здания оценено как аварийное. В соответствии с ГОСТ 31937-2011/2/ при данном состоянии эксплуатация здания не допускается и устанавливается обязательный режим мониторинга технического состояния. Ввиду экономической нецелесообразности проведения ремонтно-укрепительных работ рекомендовано вывести здание из эксплуатации и провести снос.
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2016 года исковые требования прокурора г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к МОКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 34", Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности провести ежегодных осмотров здания школы с целью оценки его технического состояния удовлетворены.
Из пояснений сторон по делу следует, что строительство нового здания школы N 34 ранее органом местного самоуправления включалось в программы строительства общеобразовательных учреждений, однако программы в этой части выполнены не были.
Таким образом, вывод суда о том, что неисполнение ответчиком обязанностей по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями является основанием для удовлетворения иска, обоснован и законен.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется. Иная оценка обстоятельств дела стороной ответчика не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергает их.
Аварийное и не соответствующее государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам здание школы, непринятие ответчиком необходимых мер по устранению нарушений законодательства об образовании в отношении данной школы, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области образования, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровья детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, а также персоналу учреждения, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, а потому судом первой инстанции постановленоправильное решение о возложении обязанности на Окружную администрацию ГО "Город Якутск", как на орган местного самоуправления, являющегося учредителем и собственником имущества указанной школы N 34, принять меры по обеспечению обучения учащихся школы N 34 в приспособленном здании, отвечающие требованиям действующего законодательства, в срок до 1 сентября 2017 года.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, а потому судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Д. Дьяконова
Судьи С.Н. Сыренова
А.В. Никодимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.